Главные правила переговоров

Ответственность сторон переговоров

Главные правила переговоров 

Основной принцип преддоговорных переговоров, провозглашаемый в п. 2 вышеуказанной статьи, заключается в добросовестности намерений сторон. Это означает, что каждая сторона должна:

  • представлять исключительно достоверную информацию;
  • не вводить своего контрагента в заблуждение;
  • не скрывать от него факты, которые так или иначе могли бы повлиять на ход сделки либо причинить ему убытки. 

Также будет неправомерным внезапное и необоснованное прекращение переговоров. Правовую оценку недобросовестного поведения контрагентов перед сделкой мы видим, например, в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.06.2016 по делу № А56-81347/2014, Арбитражного суда Южно-Уральского округа от 26.07.2016 № Ф09-7648/16.

Обсуждения могут вестись в форме деловой переписки, обмена различными сообщениями. Но согласно п. 4 ст. 434.1 ГК РФ стороны могут также заключить соглашение о порядке ведения переговоров, где будут детализированы требования к добросовестности, распределены расходы, установлен порядок возмещения убытков. 

Ответственность сторон переговоров 

Исходя из смысла ст. 434.1 ГК РФ, сторона, нарушившая принцип добросовестности (внезапно прервавшая переговоры, скрывшая важные факты, разгласившая конфиденциальную информацию), обязана возместить причиненные другой стороне убытки. При этом не имеет значения, будет заключен основной договор или нет.

Применение этих норм на практике вызывает сложности. Нет однозначных ответов на вопросы, что считать убытками, какое поведение считается недобросовестным и кто обязан доказать факт нарушений.

Частично ответы на эти вопросы дает Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 24.03.2016 № 7 (далее — постановление № 7).

Так, обязанность доказывания недобросовестности действий ответчика лежит на истце. Однако если ответчик представил контрагенту ложную информацию или необоснованно прекратил переговоры, то он обязан доказывать свою добросовестность. В п. 20 постановления № 7 уточняется, что результатом возмещения убытков, причиненных недобросовестными переговорами, должно стать положение, в котором потерпевший находился бы, если бы не стал жертвой недобросовестности контрагента. Если в результате заведомо нечестного поведения стороны был заключен договор, пострадавшая сторона вправе требовать признания сделки недействительной. 

*** 

Для того чтобы избежать проблем с последствиями злостного поведения контрагентов в ходе обсуждений, предваряющих договор, практикующим юристам следует заключать подробные соглашения о порядке ведения переговоров, предусматривая всевозможные ситуации и устанавливая ответственность сторон.