Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
17 января 2018
5622

Критерии и обоснование выбора контрагента

Выбор контрагента - обоснование его, правила составления которого мы разберем в настоящей статье, представляется по запросам банков и налоговых органов. Проверка контрагента на добросовестность, однако, должна проводиться всеми предпринимателями в целях уменьшения риска при ведении ими деятельности. Ниже подробно разберем критерии, которые нужно учитывать при выборе партнера по бизнесу.

Критерии, которым должен соответствовать контрагент

Судебная практика о неосмотрительности в выборе контрагента

Последствия непроявления осмотрительности при выборе партнера

Мероприятия, проводимые в целях проверки контрагента

Документы, которые стоит запросить у партнера

Общедоступные сервисы для проверки контрагентов

Сервисы ФНС России для проверки партнеров по бизнесу

Обоснование выбора партнера

ФНС России: что необходимо включить в обоснование контрагента

Критерии, которым должен соответствовать контрагент 

В п. 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков (приложение 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) содержатся признаки, которые характеризуют деятельность, ведущуюся с высоким налоговым риском. Исходя из них, сформулируем основные критерии выбора контрагента:

  • наличие сведений о потенциальном бизнес-партнере в Едином государственном реестре регистрации юрлиц (ЕГРЮЛ);
  • наличие у контрагента сайта в интернете, рекламы в средствах массовой информации;
  • наличие отзывов от партнеров, воспользовавшихся услугами данного контрагента;
  • наличие данных о фактическом местонахождении потенциального бизнес-партнера, а также его производственных или торговых площадей;
  • представление контрагентом своих учредительных документов, документов, подтверждающих полномочия директора или представителя юрлица, а также копий паспортов указанных лиц;
  • наличие личных контактов при переговорах и оформлении сделки. 

Чем больше из указанных критериев будет проигнорировано при выборе бизнес-партнера, тем выше становится риск наступления негативных последствий, о которых мы расскажем далее. 

Судебная практика о неосмотрительности в выборе контрагента 

Продемонстрируем признаки отсутствия должной осмотрительности при выборе бизнес-партнера на конкретных примерах из судебной практики:

  • юрлица, с которыми был заключен договор, не имели материальных, технических и трудовых ресурсов для выполнения работ (постановление АС МО от 26.07.2017 по делу № А40-171205/2016);
  • контрагенты зарегистрированы по адресам массовой регистрации, по данным адресам не находятся, а также не имеют условий для оказания услуг (постановление АС ПО от 21.08.2017 по делу № А55-17806/2016);
  • документы от имени контрагента подписаны неустановленным лицом, т. к. в период их составления генеральный директор партнера был осужден и отбывал срок лишения свободы; юрлицо-партнер создано за 1 день до даты составления договора (определение ВС РФ от 25.09.2017 по делу № А42-4022/2016);
  • поставщик товара обладает признаками юрлица, не осуществляющего реальную хозяйственную деятельность: его директор и учредитель является «массовым», спорное оборудование не обнаружено (постановление АС ПО от 13.11.2017 по делу № А55-28269/2016). 

Последствия непроявления осмотрительности при выборе партнера 

Непринятие предпринимателями во внимание критериев для выбора партнера, рассмотренных в предыдущем разделе, суды квалифицируют как отсутствие должной осмотрительности, что приводит:

  • к доначислению НДС, наложению штрафов, а также отказу в возмещении данного налога (постановление АС УО от 04.12.2017 № Ф09-7384/17 по делу № 13184/2016);
  • доначислению налога на прибыль, наложению штрафов и пеней (определение ВС РФ от 05.10.2017 № 305-КГ17-14454 по делу № А40-166489/2016);
  • привлечению директора предприятия-банкрота к субсидиарной ответственности по долгам юрлица (постановление АС УО от 13.07.2016 № Ф09-7106/16 по делу № А07-11965/2014; подробнее о субсидиарной ответственности при банкротстве юрлица читайте в нашей статье Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве). 

Кроме того, до наступления вышеперечисленных последствий неосмотрительность в выборе контрагента может привести:

  • к приобретению некачественной продукции;
  • нарушению сроков поставки товаров;
  • неполучению или несвоевременному получению денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и т. д. 

О том, какие действия необходимо предпринять, чтобы рассмотренные последствия не наступили, читайте далее. 

Мероприятия, проводимые в целях проверки контрагента 

Для проверки добросовестности потенциального партнера по бизнесу рекомендуется провести следующий комплекс мероприятий:

  • запросить документы непосредственно у контрагента;
  • провести проверку будущего партнера по общедоступным базам данных, электронным сервисам;
  • проверить нахождение юрлица, а также его торговых, производственных и иных площадей по заявленному адресу;
  • осуществить личные контакты с руководством предприятия или его представителями, действующими по доверенности;
  • принять участие в непосредственном подписании договора (данный пункт не всегда может быть исполнен в связи с удаленностью партнера, однако когда сумма договора является существенной, лучше потратить деньги на поездку в другой регион, чем получить негативные последствия). 

Ниже рассмотрим первые 2 мероприятия более подробно. 

Документы, которые стоит запросить у партнера 

Перечень документов, которые необходимо запросить у партнера для проверки его добросовестности, законодательно не закреплен, однако, исходя из сложившейся практики, в него входят:

  1. Для индивидуального предпринимателя:
    • свидетельство о регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя;
    • его свидетельство с присвоенным ИНН;
    • копия общегражданского паспорта.
  2. Для юрлица:
    • устав предприятия;
    • свидетельство о госрегистрации юрлица, если компания была зарегистрирована до 01.01.2017 (подробнее об отмене данного документа читайте в статье Свидетельство о государственной регистрации юридического лица);
    • свидетельство о постановке компании на налоговый учет;
    • документы, которые подтверждают назначение директора на должность (решение об избрании, приказ о приеме на работу и т. д.);
    • копия паспорта директора;
    • бухгалтерская отчетность за последний налоговый период (бухгалтерский баланс, декларация по НДС);
    • справка из налоговой инспекции об отсутствии у предприятия задолженности по налогам и сборам. 

В случае если договор будет подписывать представитель, действующий на основании доверенности, дополнительно необходимо запросить доверенность и копию паспорта данного лица. 

Общедоступные сервисы для проверки контрагентов 

В настоящее время существует ряд электронных сервисов, которые можно использовать для проверки потенциальных бизнес-партнеров. Вот основные из них:

  • Сервисы, размещенные на сайте Федеральной налоговой службы России. На них мы подробно остановимся в следующем разделе статьи.
  • Картотека арбитражных дел, по которой можно проверить судебную историю партнера. Поиск дел можно проводить по названию, ИНН или ОГРН компании.
  • Банк данных исполнительных производств на сайте Федеральной службы судебных приставов позволит выявить наличие неисполненных судебных решений. Наличие исполнительных производств может быть следствием недобросовестности контрагента или наличия у него финансовых проблем. Поиск в банке данных производится по названию юрлица, а также его адресу.
  • Сайт Единого федерального реестра сведений о деятельности юрлиц может содержать сведения о нахождении юрлица на стадии ликвидации или банкротства, исключении компании из госреестра, прекращении договора лизинга и т. д. Поиск в системе ведется по ИНН юрлица или его наименованию. 

Сервисы ФНС России для проверки партнеров по бизнесу 

Сайт ФНС России имеет немало сервисов для проверки потенциальных бизнес-партнеров. Наиболее важный из них — Сведения о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Зная ИНН/ОГРН или название юрлица, можно получить данные из ЕГРЮЛ, а имея ОГРНИП/ИНН или Ф. И. О. и регион места жительства — данные о предпринимателе.

Система формирует выписку из реестра, после получения которой рекомендуется изучить следующую информацию:

  • юридический адрес;
  • Ф. И. О. лица/лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности;
  • данные об основных видах деятельности организации;
  • сведения о выданных юрлицу лицензиях;
  • информацию о нахождении компании в процессе реорганизации или ликвидации. 

Указанные данные необходимо сверить с документами, полученными от потенциального партнера. Наличие несоответствий должно стать серьезным поводом для отказа от сотрудничества с потенциальным партнером.

Кроме того, на указанном выше сайте можно проверить на предмет наличия или отсутствия потенциального партнера или его руководства в указанных реестрах:

  • сообщения юрлиц о принятии решения о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала;
  • сведения о решениях, принятых регистрирующим органом, о предстоящем исключении недействующих юрлиц из госреестра;
  • базу адресов, указанных в качестве адресов массовой регистрации;
  • сведения о дисквалифицированных руководителях;
  • информацию о юрлицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица. 

Обоснование выбора партнера 

При возникновении у налоговых органов сомнений в реальности сделки, послужившей основанием для налогового вычета по НДС или снижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, у налогоплательщика могут запросить обоснование выбора контрагента.

Подобный документ может запросить и банк в рамках реализации закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ или при выдаче кредита на конкретные цели, например на покупку оборудования.

Для составления указанного документа пригодятся:

  • внутренний регламент проверки контрагентов;
  • все данные, собранные при проверке добросовестности бизнес-партнера. 

Утвержденной формы не существует, однако при его составлении следует учитывать общие правила ГОСТ-Р 6.30-2003 (с 01.07.2018 будет заменен ГОСТ Р 7.0.97-2016). Обоснование готовится на бланке юрлица, подписывается руководителем или представителем юрлица, действующим по доверенности. В последнем случае должна быть обязательно приложена копия доверенности.

Кроме того, необходимо приобщить копии подтверждающих документов и скринов станиц сайтов, на которые делается ссылка. Примерный образец документа можно скачать по ссылке: Образец обоснования выбора контрагента. 

ФНС России: что необходимо включить в обоснование контрагента 

ФНС России выпустила несколько писем, в которых разъясняется, какие сведения необходимо представить налогоплательщику, чтобы доказать проявление должной осмотрительности при выборе бизнес-партнера и неполучения налоговой выгоды.

В соответствии с письмом ФНМ России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ к таким данным относятся:

  • документы, в которых зафиксированы результаты поиска и отбора бизнес-партнера;
  • источник информации о контрагенте (письмо с предложением сотрудничества, реклама, сайт партнера);
  • данные о мониторинге рынка приобретаемых товаров, работ, услуг;
  • документальное обоснование выбора конкретного бизнес-партнера;
  • документально оформленный порядок выбора контрагентов, положение о проведении тендера и т. п.;
  • деловая переписка. 

Кроме того, в соответствии с письмом ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ в обосновании необходимо привести доказательства, что условия договора были выполнены (продукция поставлена, работы исполнены). Нужно быть готовым предъявить инспекторам поставленное оборудование или результат работ, например возведенное здание, заасфальтированную дорогу и т. п. 

*** 

Пусть обоснование выбора контрагента готовится только по запросу налоговых органов или банков, к его составлению нужно быть готовым. Необходимо производить тщательную проверку потенциальных партнеров — как путем запроса у них учредительных и иных документов, так и с помощью их проверки по сервисам ФНС России и другим общедоступным базам данных. По возможности надо произвести выезд по юридическому адресу партнера, адресам его торговых или производственных баз.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить