Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
13 декабря 2018

Что делать, если сделка по договору займа попала в категорию контролируемых

Контролируемые сделки по договорам займа требуют от сторон совершения определенных действий, установленных налоговым законодательством. О том, какие это действия, расскажем далее в статье.

Что необходимо предпринять, если совершена контролируемая заемная сделка

Каким образом ФНС контролирует заем между взаимозависимыми лицами

Определяем доход от контролируемых сделок по займу с процентами

Контролируемая сделка по беспроцентному займу

Что необходимо предпринять, если совершена контролируемая заемная сделка

Предположим, заемное обязательство возникло у взаимозависимых компаний. Тогда их сделка считается контролируемой, что влечет обязанность уведомить налоговый орган (ст. 105.16 Налогового кодекса РФ):

  • Документ составляется по форме, утвержденной ФНС РФ (начиная с 2019 года используется форма по приказу от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@, до 2019 года — форма по приказу от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@).
  • Период для информирования госорганов — до 20 мая года, следующего за отчетным.
  • Адресат — фискальный орган по месту нахождения плательщика, для крупнейших плательщиков — инспекция по месту их учета. В 10-дневный срок территориальный орган направляет полученные сведения в ФНС России (пп. 2, 5 ст. 105.16 НК РФ).

За непредоставление информации или указание неверных данных налогоплательщик может быть оштрафован на 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ), поэтому перед направлением документа следует сверить данные, включаемые в него, с контрагентами по сделке.

ВАЖНО! Если неправильное заполнение формы не мешает фискальному органу идентифицировать контролируемую сделку, штрафовать организацию нельзя (п. 10 Обзора <…> положений разд. V.1 и ст. 269 НК РФ, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).

Каким образом ФНС контролирует заем между взаимозависимыми лицами

Фискальный орган в ходе проверок может установить факты совершения плательщиком налогов контролируемых сделок, информация о которых не была предоставлена им в уведомлениях. В этом случае проверяющие информируют ФНС РФ об обнаруженных фактах и направляют туда собранные данные (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

О совершении таких действий фискальный орган в 10-дневный срок должен проинформировать налогоплательщика. Последний при этом не лишается возможности дать необходимые комментарии по сделкам или направить исправленное уведомление.

Важно иметь в виду, что территориальный фискальный орган только анализирует и проверяет уведомления, а контроль за полнотой исчисления и уплаты налогов по контролируемым сделкам не осуществляет. Эти функции находятся в компетенции исключительно ФНС России.

В случае несогласия с действиями или решениями фискального органа плательщик имеет право обжаловать их в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд. Решение ФНС России о признании сделки контролируемой, в том числе решение о доначислении налогов, также может быть обжаловано.

Определяем доход от контролируемых сделок по займу с процентами

Как зафиксировано в п. 3 ст. 105.16 НК РФ, уведомление в обязательном порядке должно содержать данные о размере поступивших доходов / произведенных расходов по сделкам за календарный год.

Доходами (расходами) от контролируемых сделок по договорам займа с процентами признаются:

  • Проценты, установленные в контракте (п. 6 ст. 250, абз. 3 п. 1 ст. 269 НК РФ). Причем, исходя из п. 1.1 ст. 269 НК РФ, фактическую процентную ставку следует сравнивать с предельно допустимыми значениями ключевой ставки ЦБ РФ, обозначенными в п. 1.2 ст. 269 НК РФ (с 01.01.2016 — от 75 до 125%). Если она вписывается в интервал, то прибылью признают фактически начисленные проценты. По займам в инвалюте ставки определяют с соблюдением подп. 2–6 п. 1.2 ст. 269 НК РФ.
  • Подтвержденные должником или подлежащие выплате на основании вступившего в силу судебного акта штрафы, пени и т. п., а также суммы убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 НК РФ).

Непосредственно сумма заемных денег налогового дохода (расхода) контрагентов по сделке не образует (подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 НК РФ), поэтому в расчетах она не учитывается.

Контролируемая сделка по беспроцентному займу

Сделки по выдаче беспроцентного займа между зависимыми друг от друга лицами могут признаваться контролируемыми, если они осложнены наличием иностранного элемента.

В подобных случаях прибылью заимодавца будет считаться суммарная величина процентов, которые он мог бы получить, если бы заключал контракты с лицами, не являющимися зависимыми от него (п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Подробнее об этом читайте в статье «Беспроцентный заем между взаимозависимыми юридическими лицами».

У компании-заемщика получение денежных сумм без процентов прибылью не считается и материальная выгода, полученная от использования таких средств, налогооблагаемую базу не увеличивает (письмо Минфина РФ от 09.02.2015 № 03-03-06/1/5149). Вместе с тем если подобный заем получен физическим лицом, то для него экономия на процентах образует налогооблагаемую прибыль (п. 1 ч. 1 ст. 212 НК РФ).

***

Таким образом, для соблюдения требований налогового законодательства сторонам договора займа необходимо установить, что сделка, совершенная ими, относится к контролируемым, подготовить документы для подтверждения своей позиции по налоговым начислениям, сверить сведения, включаемые в уведомление о совершении контролируемой сделки, и направить этот документ в фискальный орган по месту регистрации.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить