Критерии контролируемых сделок
Контролируемые сделки – это сделки, подлежащие проверке налоговыми органами.
Какие именно сделки ФНС контролирует, определяется преимущественно по субъектному составу (связаны ли участники сделки между собою, какие налоги они платят, зарегистрированы ли в оффшорной зоне).
К контролируемым относят сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ с суммарным доходом по таким сделкам более 1 млр. рублей, если (ч. 2, 3 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ - далее НК РФ):
- стороны используют разные ставки по налогу на прибыль;
- одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль;
- хотя бы одна из сторон применяет спецрежим (ЕСХН, ЕНВД);
- один из участников применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль;
- одна из сторон представляет собой исследовательский корпоративный центр, освобожденный от уплаты НДС.
Кроме того к контролируемым отнесен ряд сделок, приравниваемых к сделкам между взаимозависимыми лицами. В частности, совокупность сделок по продаже товаров, оказанию услуг при посредничестве третьих лиц, не считающихся взаимозависимыми, при условии, что третьи лица:
- не выполняют никаких дополнительных функций кроме организации реализации товаров, работ, услуг;
- не берут на себя риски и не используют свои активы для осуществления реализации.
Также к контролируемым отнесены сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефтью, драгметаллами) и сделки, когда одна из сторон зарегистрирована в офшорной зоне.
Важно! Годовой объем таких сделок должен превышать 60 млн рублей (ч. 1, 3 ст. 105.14 НК РФ).
Хотите узнать больше о критериях контролируемых сделок? Оформляйте бесплатный пробный доступ в систему КонсультантПлюс и читайте готовое решение.
Что необходимо предпринять, если совершена контролируемая заемная сделка
Предположим, заемное обязательство возникло у взаимозависимых компаний. Тогда их сделка считается контролируемой, что влечет обязанность уведомить налоговый орган (ст. 105.16 НК РФ):
- Документ составляется по форме, утвержденной ФНС РФ (начиная с 2019 года используется форма по приказу от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@).
- Период для информирования госорганов — до 20 мая года, следующего за отчетным.
- Адресат — фискальный орган по месту нахождения плательщика, для крупнейших плательщиков — инспекция по месту их учета. В 10-дневный срок территориальный орган направляет полученные сведения в ФНС России (пп. 2, 5 ст. 105.16 НК РФ).
За непредоставление информации или указание неверных данных налогоплательщик может быть оштрафован на 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ), поэтому перед направлением документа следует сверить данные, включаемые в него, с контрагентами по сделке.
Важно! Если неправильное заполнение формы не мешает фискальному органу идентифицировать контролируемую сделку, штрафовать организацию нельзя (п. 10 Обзора <…> положений разд. V.1 и ст. 269 НК РФ, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).
Каким образом ФНС контролирует заем между взаимозависимыми лицами
Фискальный орган в ходе проверок может установить факты совершения плательщиком налогов контролируемых сделок, информация о которых не была предоставлена им в уведомлениях. В этом случае проверяющие информируют ФНС РФ об обнаруженных фактах и направляют туда собранные данные (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).
О совершении таких действий фискальный орган в 10-дневный срок должен проинформировать налогоплательщика. Последний при этом не лишается возможности дать необходимые комментарии по сделкам или направить исправленное уведомление.
Важно иметь в виду, что территориальный фискальный орган только анализирует и проверяет уведомления, а контроль за полнотой исчисления и уплаты налогов по контролируемым сделкам не осуществляет. Эти функции находятся в компетенции исключительно ФНС России.
В случае несогласия с действиями или решениями фискального органа плательщик имеет право обжаловать их в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд. Решение ФНС России о признании сделки контролируемой, в том числе решение о доначислении налогов, также может быть обжаловано.
Определяем доход от контролируемых сделок по займу с процентами
Как зафиксировано в п. 3 ст. 105.16 НК РФ, уведомление в обязательном порядке должно содержать данные о размере поступивших доходов / произведенных расходов по сделкам за календарный год.
Доходами (расходами) от контролируемых сделок по договорам займа с процентами признаются:
- Проценты, установленные в контракте (п. 6 ст. 250, абз. 3 п. 1 ст. 269 НК РФ). Причем, исходя из п. 1.1 ст. 269 НК РФ, фактическую процентную ставку следует сравнивать с предельно допустимыми значениями ключевой ставки ЦБ РФ, обозначенными в п. 1.2 ст. 269 НК РФ (с 01.01.2016 — от 75 до 125%). Если она вписывается в интервал, то прибылью признают фактически начисленные проценты. По займам в инвалюте ставки определяют с соблюдением подп. 2–6 п. 1.2 ст. 269 НК РФ.
- Подтвержденные должником или подлежащие выплате на основании вступившего в силу судебного акта штрафы, пени и т. п., а также суммы убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Обратите внимание! Непосредственно сумма заемных денег налогового дохода (расхода) контрагентов по сделке не образует (подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 НК РФ), поэтому в расчетах она не учитывается.
Контролируемая сделка по беспроцентному займу
Сделки по выдаче беспроцентного займа между зависимыми друг от друга лицами могут признаваться контролируемыми, если они осложнены наличием иностранного элемента.
В подобных случаях прибылью заимодавца будет считаться суммарная величина процентов, которые он мог бы получить, если бы заключал контракты с лицами, не являющимися зависимыми от него (п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Подробнее об этом читайте в статье «Беспроцентный заем между взаимозависимыми юридическими лицами».
У компании-заемщика получение денежных сумм без процентов прибылью не считается и материальная выгода, полученная от использования таких средств, налогооблагаемую базу не увеличивает (письмо Минфина РФ от 09.02.2015 № 03-03-06/1/5149).
Вместе с тем если подобный заем получен физическим лицом, то для него экономия на процентах образует налогооблагаемую прибыль (п. 1 ч. 1 ст. 212 НК РФ).
***
Таким образом, для соблюдения требований налогового законодательства сторонам договора займа необходимо установить, что сделка, совершенная ими, относится к контролируемым. Подготовить документы для подтверждения своей позиции по налоговым начислениям, сверить сведения, включаемые в уведомление о совершении контролируемой сделки, и направить этот документ в фискальный орган по месту регистрации.