Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Претензия по договору поставки при нарушении срока

При нарушении срока поставки претензия по договору поставки составляется в отношении поставщика. А если не выполняются сроки оплаты поставленных товаров, претензия направляется в адрес покупателя.  В приведенной ниже статье мы рассмотрим, как правильно оформить претензию к виновной стороне.
Претензия по договору поставки при нарушении срока
Фото: Фотобанк Лори

Обязательна ли претензия при нарушении срока?

Претензия по договору поставки при нарушении срока оплаты

Претензия по договору поставки при нарушении срока поставки

Обязательна ли претензия при нарушении срока? 

С 1.06.2016 г. вступила в действие новая редакция ч.5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК),  предусматривающая обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования споров, вытекающих из гражданских правоотношений.

С этого момента направление претензии контрагенту не зависит от того, предусмотрено такое требование контрактом или нет. Общий срок для ее рассмотрения составляет 30 дней. Несоблюдение претензионного порядка влечет за собой возвращение иска судебным органом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).

Вывод. Претензия по договору поставки обязательна, в том числе и по спорам о нарушении сроков сторонами договора

Претензия по договору поставки при нарушении срока оплаты 

При нарушении срока оплаты поставленного товара поставщик в претензии прописывает:

  • неисполнение поставщиком обязанности по оплате товара в срок, указанный в договоре (ст. 516 ГК РФ);
  • сумму, которую требуется выплатить;
  • срок для выполнения такого требования.

В общую сумму задолженности обычно включается как сама задолженность за товар, так и неустойка за нарушение сроков оплаты товара (ст. 330 ГК РФ). Если договор не содержит условий о такой неустойке, с покупателя можно взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 ГК РФ. 

Важно! Соблюдение обязательного порядка урегулирования спора необходимо и для предъявления требований о взимании неустойки. Как правило, в текст включается расчет таких процентов. Но и при его отсутствии досудебный порядок разрешения спора считается соблюденным (определение ВАС РФ № ВАС-17943/09 по делу № А45-5321/2009 от 20.01.2010).    

Нет однозначной позиции судов по вопросу, считается ли соблюденным претензионный порядок, если в претензии был заявлен только основной долг, а в суде заявлено о взыскании в том числе и неустойки. Суды исследуют в таких случаях текст претензии, чтобы уяснить волю сторон. Однако зачастую делают прямо противоположные выводы

Первый пример:

В претензии Продавец требовал основной долг. В отношении неустойки в претензии была лишь "дежурная" фраза: "в случае неоплаты мы обратимся в суд за взысканием основного долга и неустойки". Суд счел ,что этого достаточно - претензионный порядок по требованию о неустойке соблюден (Постановление Седьмого ААС от 22.12.2016 по делу № А45-16275/2016).

Второй пример:

Покупатель требовал от продавца в претензии исполнения в натуре. Фраза с предупреждением об обращении в арбитраждный суд также была в претензии. Покупатель обещал взыскать в судебном порядке оплату за непоставленный товар и неустойку. Однако суд указал, что неустойку с продавца в претензии не требуют, т.е. в суде ее покупатель заявляет впервые. Был сделан в первой инстанции и поддержан в апелляции вывод о несоблюдении претензионного порядка (Постановление Восьмого ААС от 22.11.2018 по делу № А46-9714/2018).

Претензия по договору поставки при нарушении срока поставки 

Если нарушены сроки поставки товара, то в претензии нужно прописать, что поставщик просрочил поставку товара и покупатель требует за это неустойку (ст. 521 ГК РФ). Обязательно нужно указать пункт договора, который предусматривает ее размер, порядок расчета, форму и срок выплаты. Обычно к претензии прилагается расчет требований и другие документы, которые могут позволить быстрее урегулировать возникшие разногласия (например, товарные накладные, документы об оплате товара).

В договоре неустойка может быть прописана в виде пени или штрафа (ст. 330 ГК РФ). Для ее правильного расчета нужно внимательно ознакомиться с текстом договора. Так, если он четко не указывает, что пеня рассчитывается за каждый день просрочки до фактического исполнения обязательства, то она считается штрафом и взыскать ее можно только единовременно (постановление ФАС Центрального округа по делу № А62-4475/2005 от 04.05.2007).

Вместе с истечением срока действия договора поставки прекращается и начисление неустойки за недопоставку товара, если такая допоставка не вменена в обязанность поставщику (постановление АС Северо-Кавказского округа от 5.10.2016 по делу № А53*26905/2015).

Важно! Претензией можно известить сторону-нарушителя о неблагоприятных последствиях, которые наступят при невыполнении требований. Обычно это намерение обратиться в суд. Но допускаются и другие варианты: например, расторжение договора. Оно возможно, в частности, если покупатель или поставщик не единожды пропускал срок оплаты или поставки (пп. 2, 3 ст. 523 ГК РФ). 

Таким образом, претензия по поводу просрочки обязательства из договора поставки – не только реальный шанс урегулировать проблему до суда, но и обязательная процедура перед обращением в суд. Учитывая последнее, особое внимание стоит удалить формулировке требований, выдвигаемых контрагенту.

Источники:
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить