Договор контрактации — это разновидность купли-продажи: кто является сторонами такого договора, что продавец обязуется передать по договору
Если обратиться к ст. 535 Гражданского кодекса, понятие самого термина «контрактация» в ней не раскрывается. Расположение статьи в гл. 30 ГК РФ с заголовком «Купля-продажа» дает понять, что контрактация относится к сделкам по купле-продаже.
По смыслу текста статьи становится понятным, что ее целью является регулирование отношений в сфере сельскохозяйственных закупок. Очевидно, что и стороны рассматриваемого договора специфичны. Это:
- Продавец-сельхозпроизводитель. Он должен именно производить (выращивать) сельхозпродукцию, а не приобретать и перепродавать ее.
- Покупатель-заготовитель, чья коммерческая деятельность подразумевает закупку сельскохозяйственных товаров с целью их переработки и/или реализации.
Соответственно, под договором контрактации подразумевается договор купли-продажи или поставки между специальными субъектами (сельхозпроизводителем и заготовителем) и передачи права собственности на особую продукцию — сельскохозяйственную.
Стоит отметить, что суды могут квалифицировать как контрактацию по иному названный договор, если тому соответствует правовая природа последнего (например, непоименованное соглашение или договор инвестирования, см. постановления 8-го ААС от 17.04.2009 по делу № А46-20218/2008, 11-го ААС от 15.09.2016 по делу № А49-1305/2016).
Кратко о форме, существенных условиях и особенностях договора контрактации
Договор контрактации заключается в простой письменной форме. Его существенные условия вытекают из обязанностей сторон.
Так, ст. 537 ГК РФ накладывает на производителя обязательство по передаче произведенной (выращенной) им продукции в оговоренном количестве и ассортименте. А значит, указанные условия являются обязательными и существенными условиями договора контрактации, без наличия которых он может быть признан незаключенным.
Рекомендуется также прийти к соглашению по вопросам:
- стоимости;
- места производства продукции;
- судьбы отходов.
Передаваемые товары не могут быть предназначены для личного или семейного пользования. Цель их приобретения законодатель определил однозначно: переработка и/или продажа.
Краткость специальных норм о закупках сельхозпродукции ГК РФ компенсирует субсидиарным применением правил о поставке, указанных в § 3 гл. 30 ГК РФ либо в законе «О закупках и поставках сельхозпродукции» от 02.12.1994 № 53-ФЗ (ч. 2 ст. 535 ГК РФ). При отсутствии регулирования нормами о поставках можно применить и общие правила купли-продажи.
Товары, которые могут быть предметом контрактации
Отличительной чертой контрактации является ее специальный предмет.
Перечень продукции, которая относится именно к сельскохозяйственной, приведен в приложении 1 к постановлению Правительства РФ «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной…» от 25.05.2006 № 458.
Предмет рассматриваемого договора — исключительно товары с собственного подворья производителя (продавца). К таковым относится продукция, которая:
- непосредственно выращивается (зерновые, огородные, бахчевые культуры и т. п.);
- производится (мясо, шерсть и кожа, молоко, яйца и т. п.).
Законодатель требует передавать товар заготовителю в неизменном виде. Такие товары, как, например, масло, кисломолочная продукция, сок, мука, являются продуктами уже переработанными, а потому быть предметом договоренностей о контрактации не могут.
Кроме того, предметом может выступать как продукция, уже существующая на момент заключения соглашения, так и та, которой в природе еще нет (например, урожай следующего года).
Защита интересов сельскохозяйственного товаропроизводителя ГК РФ
Контрактация по сравнению с общими нормами о поставке и купле-продаже демонстрирует протекционизм по отношению к производителю-поставщику.
Например:
- в отличие от общих правил ГК о безвиновной ответственности предпринимателя, сельскохозяйственный товаропроизводитель отвечает за нарушение договора контрактации только при наличии вины;
- по умолчанию на заготовителя возлагается обязанность вывезти сельхозпродукцию из места ее производства;
- Указом Президента РФ «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» от 22.09.1993 № 1401 предусмотрены пени в размере 1% за просрочку оплаты полученной продукции заготовителем.
ВАЖНО! Указанные пени могут быть снижены по правилам ст. 333 ГК РФ (постановление ФАС МО от 26.08.2011 по делу № А41-45495/10).
Как видно, договор контрактации выделен с целью защиты интересов производителя в области сельского хозяйства и регулирования специфики производства, когда отходы бывают не менее важны, чем основной продукт, а сделки заключаются зачастую на отсутствующий в настоящем товар.