Претензия на оплату задолженности по договору поставки
Потребность в образце претензии по договору поставки возникает, если:
- поставщик своевременно не поставил товар;
- покупатель не произвел оплату в установленные сроки;
- в иных случаях, например при поставке некачественного товара.
Образец такой претензии можно скачать по ссылке: Претензия по договору поставки - образец.
Бывают ситуации, когда претензия - обязательное условие для последующего обращения в суд (например, если по договору поставки заявлено требование о возврате денег, см. ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, или если досудебный порядок предписан самим договором).
В тех случаях, когда намерение стороны — быстрее обратиться в суд, без составления и направления претензии о задолженности по договору поставки, важно помнить, что несоблюдение обязательного претензионного порядка влечет возврат заявления, а если заявление принято к производству, то его оставление без рассмотрения.
Процессуальная обязательность по соблюдению установленного претензионного порядка закреплена:
- в ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ);
- абз. 7 ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).
ВАЖНО! Если предусмотрен обязательный претензионный порядок до направления требований в суд только в отношении неустойки, то на основной долг это требование не обязательно распространяется (например, требование к поставщику об исполнении в натуре не нуждается в соблюдении претензионного порядка.
В то же время, если в претензии был упомянут только основной долг, то претензионный порядок считается соблюденным и для неустойки (п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7).
Еще больше информации о претензионном порядке разрешения споров по договору подряда вы почерпнете в готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Претензия по договору поставки, если товар не поставлен
Удовлетворение претензии по договору поставки за непоставку товара и возможный исход судебного спора на основании такой претензии зависят от следующих факторов:
- Требуется документарное подтверждение нарушения (при нарушении сроков поставки необходимо, например, наличие штемпелей на накладных, подтверждающих поставку за пределами установленных изначально сроков).
- Неустойка должна быть соразмерна обычной практике делового оборота.
- Возможная просрочка в поставке из-за ненадлежащих действий контрагентов поставщика не влечет освобождение такого поставщика от ответственности за непоставку или несвоевременную поставку (постановление АС ДО от 19.04.2017 № Ф03-1111/2017 по делу № А73-14047/2016).
Получив претензию о непоставке товаров, поставщик может выстроить линию защиты на том, что договор не был заключен надлежащим образом, оспаривая при этом полномочия лица, подписавшего договор. Вместе с тем суды могут отказать в защите по данным основаниям, если впоследствии сделка была одобрена, что следует, например, из действий работников контрагента (апелляционное определение Челябинского облсуда от 11.10.2016 по делу № 11-14604/2016).
Важно! Если договором не предусмотрена поставка товара по частям, а поставщик поставляет частями, покупатель вправе расценить это как существенное нарушение и направить заявление о расторжении договора в судебном порядке. Нарушенным в данном случае считается срок поставки, т.к. на оговоренную дату товар должен был быть поставлен полностью (Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2020 № 309-ЭС20-13524 по делу № А50-6968/2019 ).
Срок предъявления претензии по договору поставки
Законодательством не установлен общий срок для претензий по договорам поставки. Вместе с тем стороны могут предусмотреть такой порядок в соглашении, и тогда его исполнение становится обязательным.
Кроме того, существуют сроки для претензий определенного вида - например, вопросы качества товаров нужно решать в период гарантийного срока или срока использования (срока годности для потребляемых товаров), см. ст. 47 НК РФ.
Истек срок для предъявления претензии - можно ли ее направить?
Претензия по истечении договорного срока вряд ли будет удовлетворена второй стороной. Однако мы считаем, что направлять ее обязательно нужно: во-первых, адресат претензии может просто пойти навстречу, желая сохранить теплые деловые отношения; во-вторых, есть шанс, что удастся решить вопрос судебным путем.
Дело в то, что суды по-разному рассматривают последствия истечения срока на предъявление претензии.
Первая позиция
Если в договоре установлен срок для выставления претензии, а претензия была предъявлена по его истечении, это может служить самостоятельным поводом для отказа в иске, основанном на данной претензии (постановление АС ПО от 06.03.2017 № Ф06-17425/2016 по делу № А55-6264/2016).
Вторая позиция
Истечение претензионного срока не мешает истцу требовать защиты своих прав в судебном порядке (Постановление Одиннадцатого ААС от 14.01.2021 по делу № А65-16537/2020).
Закрепление в договоре срока предъявления претензии и ответа на нее — составляющие претензионного порядка разрешения спора. В этой связи, если контрагенты при заключении договора поставки намереваются установить обязательный для них досудебный претензионный порядок и избежать споров о том, предусматривает их соглашение такой порядок или нет, рекомендуется:
- прописать в договоре срок предъявления претензии;
- оговорить порядок и форму рассмотрения полученной претензии;
- сделать в соглашении ссылку на обязательность направления претензии перед обращением в суд (постановление 19-го арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 № 19АП-2105/2017 по делу № А48-469/2017).
Отдельные нюансы при предъявлении претензий о взыскании, за непоставку и претензий к качеству товара
Практикой выявлены нюансы выставления претензий по поставке, в частности исходя из претензий по качеству товара по договору поставки:
- поставка некачественного товара может влечь за собой не только возврат его стоимости, но и плату за ответственное хранение товара за период до его возврата (Постановление АС УО от 06.09.2019 по делу № А60-58589/2017);
- ненадлежащее качество товара или его несоответствие условиям договора должно быть доказано заявителем таких требований (определение ВС РФ от 03.04.2017 № 307-ЭС17-1891 по делу № А56-4216/2016);
- договором может быть установлено, что неполучение претензии к качеству товара в срок подтверждает согласие покупателя на оплату (постановление 17-го арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 № 17АП-3219/2016-ГК по делу № А60-39654/2013);
- стороны могут обговорить, что неполучение ответа на претензию свидетельствует о ее принятии и удовлетворении, а указанные в ней условия считаются согласованными сторонами (постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 по делу № А33-21753/2016);
- факт направления претензии подтверждается соответствующими почтовыми накладными, а также ссылкой контрагента на претензию в последующей переписке (постановление 17-го арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 № 17АП-2467/2017-ГК по делу № А60-36536/2016).
С особенностями выставления претензий по иным соглашениям вы можете ознакомиться, в частности, изучив нашу статью по ссылке: Претензия по договору оказания услуг - образец.
***
Итак, в настоящей статье был представлен образец претензии по договорам поставки, который может быть использован в случаях неоплаты поставленного товара, несвоевременной поставки или непоставки товара, поставки некачественных вещей или по иным спорным моментам, возникающим между поставщиком и покупателем. При составлении претензии важно обратить внимание на установленные договором сроки предъявления претензии и ответа на нее.