Гарантийные обязательства по договору поставки — что это
По договору купли-продажи (поставка — его частный случай) продавец может предоставлять гарантию качества, что означает рабочее или иное, удовлетворяющее потребности покупателя, состояние товара во время продажи/покупки и после нее, определенное договором или законом.
Обнаруживший брак, дефект и т. п. в пределах гарантии покупатель может требовать, а поставщик (изготовитель) обязан принять и отремонтировать товар своими средствами (п. 1 ст. 477 ГК РФ). Последнее считается исполнением гарантийного обязательства.
Обязанности исполняются продавцом в течение 45 дней после получения вещи от покупателя на ремонт, если он не докажет, что поломка или другие технические проблемы возникли из-за неверного обращения/хранения вещи или форс-мажора (п. 2 ст. 476 ГК РФ).
Если товар длительного пользования, то покупатель может требовать заменить дефектную вещь на аналогичную рабочую на период ремонта (п. 2 ст. 20 закона «О защите…» № 2300-I).
Важно! Договором может быть установлен порядок предъявления претензий покупателем к качеству товара, при несоблюдении которого продавец может отказать в исполнении гарантийных обязательств (определение ВАС РФ № ВАС-5267/13 по делу № А33-1101/2012).
Виды гарантийных обязательств при поставке
Гарантийные обязательства при поставке продукции можно разделить на два вида:
- Законные гарантийные обязательства — в силу п. 1 ст. 470 ГК РФ товар должен быть пригодным для использования по его назначению в пределах разумного срока.
- Договорные гарантийные обязательства, когда товар должен оставаться пригодным для использования по назначению в течение гарантийного срока, установленного договором. Если другое правило не установлено договором, гарантия распространяется на все составные части товара (пп. 2, 3 ст. 407 ГК РФ).
Гарантийный срок определяется для неупотребляемых товаров. Если речь идет о потребляемых товарах, то используется понятие «срок годности товара». По истечении срока годности товар становится опасным и непригодным для дальнейшего использования (п. 1 ст. 471 ГК РФ).
Обратите внимание! Поставщик должен передать потребляемый товар покупателю с таким расчетом, чтобы тот успел использовать его до истечения срока годности (ст. 472 ГК РФ).
В КонсультантПлюс есть множество готовых решений, в том числе о том, как отменить решение суда о поставке некачественного товара. Если у вас еще нет доступа, вы можете оформить пробный доступ бесплатно, на временной основе!
Как прописать гарантийные обязательства в договоре
Рекомендуем прописать:
- Гарантийный срок и правила его исчисления. Например: «На товар устанавливается гарантийный срок продолжительностью 6 лет, исчисляемый с момента получения товара покупателем». Ограничений по длительности гарантийного срока нет.
- Объем гарантии. Стороны могут указать, что гарантия распространяется на все составные части товара. Пример — детали, чей срок службы намного меньше гарантийного. Сформулировать это можно так: «Гарантия не распространяется на следующие части (детали) товара». Далее приводится список этих частей.
- Порядок и сроки гарантийного обслуживания (способы устранения недостатков, порядок возврата некачественного товара и т. д.).
Обратите внимание! Способом устранения недостатков наряду с ремонтом товара может быть замена товара на аналогичный с доплатой или без, возврат стоимости товара и т. п.
Если речь идет о потребляемых товарах, в договоре можно установить:
- дату изготовления поставляемой продукции;
- время, оставшееся до окончания срока годности.
Чем подробнее стороны пропишут гарантийные обязательства, тем меньше вероятность возникновения споров при выполнении договора.
Как исчисляется гарантийный срок на товар в договоре поставки
По общему правилу гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (п. 1 ст. 471 ГК РФ). Другое правило может быть установлено договором поставки.
Толкуя в совокупности ст. 224, 458 ГК РФ, передачу можно признать совершенной:
- вручением (отгрузкой) товара покупателю/грузополучателю;
- подготовкой товара к выборке в оговоренном месте;
- передачей товара для доставки организации связи или перевозчику, если такая доставка происходит за счет покупателя.
Важно! Гарантийные обязательства на отгруженный товар сохраняются, даже если договор впоследствии был расторгнут (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35).
Обратите внимание! Если гарантийный срок или срок годности товара не определен, то претензии к качеству товара можно предъявить в разумный срок, но в течение 2 лет с момента передачи товара (пп. 2, 4 ст. 477 ГК РФ).
Исковая давность по таким спорам исчисляется по общим правилам (определение КС РФ от 24.03.2015 № 557-О).
***
Таким образом, гарантия качества поставленного товара предоставляется по общим правилам купли-продажи.