Вывоз ТБО (ТКО) — это коммунальная или жилищная услуга?
В настоящее время вывоз мусора относится к числу коммунальных услуг. Еще в 2017 году в правила предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг» от 06.05.2011 № 354, был добавлен новый XV (1) раздел, которым регламентируется предоставление услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО, данный термин заменил собой термин «твердые бытовые отходы»).
Это было сделано во исполнение скорректированной в 2016 году ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, согласно которой обращение с ТКО стало входить в коммунальные услуги и оплачиваться отдельно.
Ранее оно входило в содержание общедомового имущества, но с 2017 года из этой графы оплачивается сбор и транспортировка только жидких БО (подп. «д» п. 11 правил содержания общего имущества, утв. постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил…» от 13.08.2006 № 491). Данная информация актуальна по состоянию на 2021 год.
Таким образом, на вопрос «Вывоз ТБО — это коммунальная или жилищная услуга?» в действующем законодательстве дан четкий ответ: вывоз ТБО является коммунальной услугой. Соответственно, из состава жилищных услуг (оплаты содержания жилья) данная услуга выведена.
В настоящее время действует новая система начисления и сбора коммунальной оплаты. О том, как оформить договор, читайте в статье «Как заключить договор на оказание услуги по вывозу ТБО?».
О понятии твердых коммунальных и бытовых отходов читайте статью КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Нормативные акты, регулирующие сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Как эти услуги обозначаются в ОКПД 2
В связи с тем, что по ЖК РФ вывоз ТБО стал коммунальной услугой, был принят целый ряд нормативных актов, устанавливающих и закрепляющих это положение:
- Правила обращения с ТКО, утв. постановлением Правительства РФ «Об обращении…» от 12.11.2016 № 1156, регламентирующие предоставление услуги по вывозу ТБО региональными операторами.
- Основы ценообразования, утв. постановлением Правительства РФ «О ценообразовании…» от 30.05.2016 № 484, которым установлена система регулирования тарифов за вывоз ТБО.
- Методические указания, утв. приказом ФАС России «Об утверждении…» от 21.11.2016 № 1638/16, которыми определен порядок расчета тарифов за услуги по вывозу твердых бытовых отходов и т. д.
Общероссийский классификатор продуктов по видам экономической деятельности (ОКПД 2) был введен в 2014 году для кодирования товаров и услуг в целях ведения статистики, организации госзакупок и т. д.
Коды услуг по вывозу ТБО, сбору и т. д. в ОКПД 2 остались такими же.
***
Итак, вывоз ТКО является коммунальной услугой и оплачивается отдельно от содержания общедомового имущества. Новая система начисления и расчета функционирует с 2017 года.
Обслуживающая организация (региональный оператор) может не знать проживает собственник в данной квартире или в другом месте. А соответственно и производит начисление за ТКО по факту наличия собственности. Однако, при подаче письменного заявления о проведении перерасчета, о котором мы ранее писали, в течение 5 рабочих дней Исполнитель обязан провести перерасчет. Обращаем Ваше внимание, что заявление должно быть подано не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. Причем если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается нужно подать следующее заявление о перерасчете в связи с продлением периода временного отсутствия. Если Исполнитель не произвел перерасчет, Вы вправе обжаловать его бездействие в суде. Для начала напишите претензию, приложите копию Вашего заявления о перерасчете с приложением документов и доказательств отправки такого заявления Исполнителю.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. К сожалению, наличие собственности всегда предполагает бремя ее содержания. Между тем, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) предусматривают возможность проведения перерасчета при временном (более пяти полных календарных дней) отсутствии в жилом помещении потребителя. Перерасчет размера платы производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (п. 90 Правил № 354). Перерасчет осуществляется после получения письменного заявления потребителя о перерасчете, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия. Направьте такое заявление с приложением документов, по почте с уведомлением о вручении региональному оператору или управляющей компании (в зависимости от того, кто производит начисление) или вручите его под роспись на втором экземпляре.
Если собственник жилого помещения - несовершеннолетний ребенок, то бремя содержания его имущества возлагается на его законных представителей (родителей, опекунов, попечителей) (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса РФ).
При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения; 2) плату за коммунальные услуги (ч. 2, 3, 4 ст. 154 ЖК РФ). Услуги по вывозу ТБО относятся к коммунальным услугам.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 (в редакции от 15.09.2018 года) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» определен размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. При этом возраст не имеет значения.
Таким образом, производить оплату за ребенка необходимо в обязательном порядке.
Обратите внимание, что Жилищным кодексом РФ предусмотрено предоставление компенсаций расходов и субсидии на оплату коммунальных услуг льготным категориям граждан – малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, которые не имеют возможности оплачивать коммунальные услуги в полном объеме.
Согласно п. 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) заключение договора на коммунальные услуги может произойти путем совершения потребителем конклюдентных действий (то есть фактическим пользованием услугами). В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039) договор на оказание услуг по обработке ТКО считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора. Теми же Правилами предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Таким места создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Рекомендуем Вам обратиться с письменным требованием в местную администрацию о надлежащем обустройстве контейнерных площадок.
Если второго проживающего не было изначально, то Вы вправе письменно потребовать произвести перерасчет ввиду ошибки, допущенной в квитанции. При неисполнении Вашего требования, Вы вправе обратиться в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения. Образец иска см. здесь Исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения - образец
Формула расчета индекса платы вносимой гражданами за коммунальные услуги не включает в себя плату за ТКО (п. 14 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400). Согласно п. 4 указанных Основ, предельные индексы и индексы по субъектам РФ устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов накопления ТКО и нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно ст. 72 Конституции России решение вопросов жилищного законодательства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Решение о так называмой "мусорной" реформе было принято на федеральном уровне.
Согласно п. 148 (30) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в ред. от 23.02.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" размер платы за ТКО определяется исходя из количества постоянно и временно проживающих граждан. Однако орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты за ТКО исходя из общей площади жилого помещения.
ч.5 ст.30 ЖК в части : ".....собственник жилого дома (или его части) обязан заключить договор...."противоречит ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, что граждане свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена федеральным законом или добровольно принятым обязательством.Требования чиновников заключить договор, с выбранной ими компанией, на вывоз мусора незаконны, так как обязанность заключить такой договор не предусмотрена ни одним федеральным законом.
В связи с действием на территории РФ свободы заключения договоров заказчика нельзя заставить подписывать соглашение с конкретно выбранной организацией. Если местные органы власти требуют сотрудничества с указанной ими компанией, это противоречит закону.
Из приведенной Вами статьи 421 Гражданского кодекса следует, что свобода договора может быть ограничена в случаях, предусмотренных федеральным законом. Жилищный кодекс, введен в действие Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и представляет собой свод законов. Таким образом, обязанность заключить договор на вывоз мусора, предусмотренная Жилищным кодексом не нарушает принцип свободы договора.
К сожалению, в соответствии с действующим законодательством (ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ) собственник жилого дома (или его части) обязан заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО. Услуги по вывозу ТБО в настоящее время относятся к коммунальным услугам (ст. 154 ЖК РФ) и подлежат оплате. Рекомендуем Вам также прочитать нашу статью Мусорная реформа с 1 января 2019 года: что нужно знать
К сожалению, статья 30 Жилищного кодекса РФ обязывает всех собственников жилых домов или части жилого дома заключать и оплачивать договор ТКО.
Если собственник жилого дома не проживает постоянно в этом доме и не заключал договор на вывоз ТКО, вправе ли организация занимающаяся вывозом ТКО выставлять ему счета на оплату данной услуги (причем с долгом за предыдущие годы)?
На основании п. 2 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – 89-ФЗ) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Таким образом, для выставления счета на оплату услуг по вывозу ТКО организация, занимающаяся вывозом ТКО (региональный оператор), должна быть связана с собственником договорными отношениями. В противном случае, действия организации являются неправомерными, и с собственника не вправе требовать оплату услуг.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 24.7 89-Ф, у собственников ТКО существует обязанность по заключению договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. При отказе собственника, его могут принудить заключить договор через судебные органы.
При этом согласно приложению 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров.
Таким образом, если фактически собственник не проживает в доме и не накапливает ТКО, по договору ему не должны начислять оплату за вывоз мусора. При неправомерном начислении оплаты, собственник вправе обратиться к региональному оператору с заявлением об осуществлении перерасчета стоимости услуг по вывозу ТКО (с предоставлением документов, подтверждающих постоянное проживание в другом месте).
Подробнее об этом читайте в нашей статье Нарушение установленного порядка ценообразования.
Также ч. 1 и 3 ст. 158 ЖК РФ устанавливают, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения; 2) плату за коммунальные услуги (ч. 2, 3, 4 ст. 154 ЖК РФ). Услуги по вывозу ТБО относятся к коммунальным услугам.
Согласно п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Реализация права на перерасчет в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, носит заявительный характер и требует предоставления соответствующих документов в организацию, предоставляющую коммунальные услуги.
Таким образом, факт не проживания в квартире не является основанием для освобождения вас от обязанности оплачивать услуги по вывозу ТБО. Однако вы вправе обратиться в управляющую компанию с заявлением на перерасчет платы за данную услугу, предъявив документы, подтверждающие, что вы проживаете в другом месте (см. п. 93 и 148 (44) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).