Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Претензия по договору оказания услуг - образец

Претензия по договору оказания услуг поможет, если услугу не оказали или оказали некачественно. Как правильно составить документ, какие требования в него включить, расскажем далее.
Претензия по договору оказания услуг - образец
Фото: Фотобанк Лори

Требования заказчика к исполнителю при некачественном оказании услуги (по ГК РФ)

Требования заказчика к исполнителю при некачественном оказании услуги (по закону о защите прав потребителей)

Претензионный порядок

Претензия на некачественное оказание услуг

Требования заказчика к исполнителю при некачественном оказании услуги (по ГК РФ) 

Если качество услуги не соответствует требованиям заключенного сторонами договора или установленным стандартам ее оказания, заказчик на основании ст. 723 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) имеет право потребовать (если иное не установлено договором либо отраслевым законом):

  • устранить недостатки бесплатно и в разумный срок (если это позволяет характер конкретной услуги);
  • соразмерно снизить определенную договором стоимость;
  • возместить свои затраты на устранение недостатков (если это позволяет характер конкретной услуги и если такое право предусмотрено договором). 

На основании ст. 737 ГК РФ, обнаружив после приемки услуги, что она оказана некачественно, заказчик может потребовать бесплатного повторного исполнения сделки.

Рекомендуем! Согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик, независимо от качества оказанной услуги, может в одностороннем порядке отказаться от договора. Такой отказ удобен для заказчика, когда недостаточное качество трудно доказать, а возмещаемые исполнителю затраты невелики.

Важно! Если недостатки устранимы, то заказчик вправе отказаться от сделки только после того, как исполнитель не сможет повторно выполнить свои обязательства в разумный срок (п. 3 ст. 715, п. 3 ст. 723 ГК РФ).

Заказчик имеет право требовать выплаты ему неустойки, если неустойка установлена договором или законом.

Например, п. 12 ст. 34 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее — закон № 259) предусмотрен штраф в размере 3% провозной платы за просрочку доставки багажа. 

Претензия по договору оказания услуг - образец

Требования заказчика к исполнителю при некачественном оказании услуги (по закону о защите прав потребителей) 

Обратите внимание! Сфера действия закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I (далее — закон № 2300-I) ограничена отношениями, когда заказчиком является гражданин, не имеющий статуса ИП.

В силу положений п. 1 ст. 29 указанного закона при обнаружении некачественного исполнения услуги физическое лицо может:

  • требовать устранения недостатков бесплатно и в разумный срок (если это позволяет характер конкретной услуги);
  • требовать соразмерного снижения определенной договором стоимости;
  • исполнить услугу самостоятельно или при помощи третьих лиц и потребовать возмещения затрат (при условии разумности стоимости);
  • отказаться от договора и потребовать полного возмещения убытков, если в срок, определенный договором, недостатки не исправлены;
  • отказаться от договора, если оказанная услуга имеет существенные недостатки или есть иные существенные нарушения условий договора. 

Рекомендуем! Перед тем как заявлять установленные выше требования, необходимо проверить, имеются ли для этого законные основания.

Например, истица не смогла расторгнуть контракт с риелторской фирмой, несмотря на то, что подобранный вариант жилья у нее приобрести не получилось. Было установлено, что сделка сорвалась, т. к. продавец не получил согласие органа опеки на продажу, однако получение такого согласия не входило в обязанности ответчика (решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 18.09.2019 по делу № 2-3276/2019).

Важно! На основании ст. 15 закона № 2300-I заказчик также вправе требовать от исполнителя компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями последнего.

Претензионный порядок 

Различают обязательный претензионный порядок (далее — ОПП) и факультативный.

Важно! Если при наличии ОПП претензия не будет направлена нарушившей стороне, потерпевшая сторона не сможет искать защиты в суде. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) такой иск будет возвращен заявителю.

ОПП необходим, когда это предусмотрено законом (п. 3 ст. 132 ГПК РФ). На сегодняшний день в сфере оказания услуг такая процедура установлена в отношении:

  • услуг связи (п. 4 ст. 55 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ);
  • перевозок (п. 1 ст. 797 ГК РФ, п. 3 ст. 124 Воздушного кодекса РФ, п. 2 ст. 39 закона № 259-ФЗ);
  • выплаты страхового возмещения по ОСАГО (п. 1 ст. 16.1 закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 № 40-ФЗ);
  • туризма (ст. 10 закона «Об основах туристской…» от 24.11.1996 № 132-ФЗ).

Соблюдение ОПП необходимо в случае предъявления требований к финансовой организации перед обращением к финансовому уполномоченному (ст. 16 закона «Об уполномоченном…» от 04.06.2018 № 23-ФЗ).

Для других видов услуг ОПП может быть предусмотрен исключительно договором.

Обратите внимание! Условия в договоре о том, что все споры будут разрешаться путем переговоров до их передачи в суд, для вывода об установлении сторонами ОПП в договоре недостаточно (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2010 по делу № А32-6634/2009). 

Положение о ОПП в контракте можно сформулировать так:Претензия по договору оказания услуг - образец

Важно! Для граждан соблюдение ОПП интересно тем, что позволяет увеличить сумму причитающихся им средств при разрешении спора в суде.

Так, согласно ст. 13 закона № 3200-I в случае неудовлетворения требований заказчика в добровольном порядке исполнитель обязан заплатить дополнительный штраф 50% от суммы иска. И именно направление претензии поможет истцу подтвердить факт недобросовестного проведения ответчика.

По данному вопросу рекомендуем также изучить готовое решение КонсультантПлюс "Как составить претензию к исполнителю о ненадлежащем исполнении договора возмездного оказания услуг". Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Претензия на некачественное оказание услуг 

Обратите внимание! Претензия по договору оказания услуг не регламентирована законом и составляется в произвольной форме.

На практике при составлении претензии в нее включается следующая информация:

  • наименование и адрес предъявителя претензии;
  • номер, наименование, дата заключения договора;
  • наименование услуги;
  • обстоятельства, на которых основаны требования (лучше с доказательствами);
  • четко сформулированные требования к исполнителю;
  • ссылки на нормы закона и пункты договора, лежащие в основе требований;
  • перечень прилагаемых документов. 

Такое отношение к оформлению претензий поддерживается судебной практикой (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2012 по делу № А19-13744/2011).

При отсутствии четко сформулированного требования суд может счесть отправленный документ не претензией (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.01.2013 по делу № А33-15362/2011). 

Претензию следует отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, чтобы зафиксировать отправление официально. Квитанция и опись, выданные почтовым отделением станут доказательством предъявления претензии. Иногда суды считают 1 почтовую квитанцию достаточным доказательством предъявления претензии и не требуют описи вложения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2011 по делу № А56-27582/2010). 

Важно! Претензионный порядок считается исполненным при наличии у истца доказательств, подтверждающих направление письма. Факт получения его ответчиком не имеет значения (п. 2 письма ВАС РФ от 18.05.1995 № ОП-21/39).

Образец претензии на оказание услуг можно скачать по ссылке: Претензия (образец) на оказание услуг. 

***

Претензия по договору оказания услуг — юридический инструмент, позволяющий защитить нарушенное право. При составлении претензии нужно:

  • учитывать отраслевое регулирование разных видов услуг;
  • предъявить требование из перечня требований, установленных законом;
  • позаботиться о документальной фиксации предъявления жалобы нарушителю.

Источники:
Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить