Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск
28 февраля 2019

Как заключить договор на оказание услуги по вывозу ТБО?

Договор на вывоз ТБО заключается с региональным оператором — ИП или организацией. Каков порядок заключения такого договора, в чем его особенности, читайте в этой статье.

Как заключается договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов

Порядок определения регионального оператора

Договор на вывоз ТБО с физическим и юридическим лицом

Что делать, если региональный оператор утратил свой статус

Заключение договора на вывоз и утилизацию ТБО с организацией

Как заключается договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов 

В 2016 году в жилищное законодательство были внесены изменения в части оплаты коммунальных услуг. Теперь наряду с оплатой горячей, холодной воды и т. д. отдельно оплачивается обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ст. 24.6 закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее — закон № 89-ФЗ) обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Региональный оператор в течение месяца со дня приобретения своего статуса доводит до потенциальных потребителей информацию о необходимости оформить договора, в том числе посредством своего сайта (типовая форма договора на сбор и вывоз ТБО утверждена тем же постановлением № 1156).

Важно! Если потребитель не направил региональному оператору заявку на заключение договора, то договор считается заключенным на условиях типового договора на 16-й день после размещения оператором предложения о заключении договора на своем сайте. (п. 18 постановления 1156).

Поскольку договор оказания услуг по вывозу ТБО публичный, региональный оператор не вправе отказывать собственнику отходов в его заключении.

Договор заключается на срок присвоения статуса регионального оператора или меньший срок. 

Порядок определения регионального оператора 

Статус регионального оператора приобретает юридическое лицо, имеющее лицензию (как ее получить, можно узнать в статье Как получить лицензию на оказание услуги по вывозу ТБО?) прошедшее конкурсный отбор, проведенный по правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881.

Согласно указанным правилам:

  1. Организатором конкурса является орган исполнительной власти субъекта РФ.
  2. Конкурсный отбор открытый по составу, плата за участие в нем не взимается.
  3. Организация — участник конкурса должна быть зарегистрирована на территории РФ, иметь лицензию на деятельность, связанную с отходами, быть действующим лицом, не иметь долгов по налогам и сборам.
  4. Руководство конкурсного участника не должно иметь неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления.
  5. Критерии оценки и сопоставимости, предусмотренные в п. 20 правил и указываемые в конкурсной документации, являются исчерпывающими. 

В результате оценки присланных заявок с точки зрения наиболее выгодных условий исполнения конкурсной комиссией каждой из них присваивается порядковый номер. Соответственно, победителем становится заявитель под № 1.

Если лучшие условия исполнения договора предложили несколько участников, победителем будет тот, кто раньше всех прислал заявку.

Победителю присваивается статус регионального оператора на срок не менее 10 лет, и определяется зона его деятельности. 

Договор на вывоз ТБО с физическим и юридическим лицом 

Итак, договор на вывоз ТБО с физическим или юридическим лицом, представляющим интересы жильцов МКД или частного домовладения, может заключать только организация — региональный оператор.

Согласно разделу XV (1) правил, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, региональный оператор заключает договор:

  • непосредственно с собственниками жилых помещений (квартир и домов);
  • собственниками нежилого помещения (кроме собственников машино-мест);
  • органами управления многоквартирного дома (товариществом или кооперативом собственников жилья, управляющей компанией). 

Выше уже говорилось, что типовая форма договора на вывоз ТБО утверждена постановлением № 1156. В п. 25 правил, утвержденных тем же постановлением, установлены существенные условия договора:

  • предмет;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • объем, масса, состав отходов, планируемых к вывозу;
  • способ учета количества ТКО;
  • место, время и периодичность вывозов;
  • значение, предельно допустимое для уплотнения ТКО;
  • сроки и порядок оплаты услуг.

Поскольку региональный оператор вправе приглашать местных операторов для сбора, транспортировки и утилизации ТБО, в договоре обязательно должно быть указано, как ведется контроль над деятельностью приглашенного оператора.

Договор заключается в письменной форме либо путем совершения конклюдентных действий. 

Что делать, если региональный оператор утратил свой статус 

В разделе IV правил, утв. постановлением Правительства РФ № 1156, перечислены основания, по которым региональный оператор (далее — РО) может утратить свой статус:

  • РО в течение года 2 раза или больше нарушил установленные правила обращения с ТКО или условия заключенного с жильцами договора (эти нарушения должны быть отражены в акте);
  • в результате нарушения правил или договора по вине РО было причинен вред здоровью или жизни граждан;
  • РО имеет долг перед местным оператором больше 1/12 от своей валовой выручки;
  • РО нарушил схему потоков ТКО от места их образования до полигона. 

При установлении одного из указанных нарушений региональный оператор утрачивает свой статус, но остается обязанным выполнять все функции по сбору и вывозу отходов вплоть до дня, когда орган исполнительной власти заключит договор с новым, выбранным по результатам конкурса РО.

Прежний РО передает новому все документы, связанные с деятельностью, в т. ч. заключенные договоры.

Таким образом, при утрате РО своего статуса потребителям ничего делать не нужно. 

Заключение договора на вывоз и утилизацию ТБО с организацией 

Заключение договора на вывоз твердых бытовых отходов с жителями или управляющей жильем организацией, ТСЖ является обязательным для обеих сторон в силу федерального закона. Детали оформления договора на вывоз ТБО с организацией и ИП, не управляющими жильем, устанавливаются нормативными актами субъектов РФ либо органами местной власти. Например:

  • п. 5.1.1 постановления администрации г. Королева МО от 07.06.2013 № 1034 обязывает собственников отходов — физических и юридических лиц заключить договор на вывоз и размещение отходов;
  • согласно п. 3.3 правил благоустройства, утв. решением думы городского округа Богданович от 24.03.2016 № 23, по условиям договора между оператором и организацией на размещение отходов их вывоз на полигон может производиться силами организации. 

При заключении договора на вывоз ТБО обращается внимание:

  • на предмет договора;
  • срок исполнения услуги;
  • объем вывозимых отходов. 

Согласно п. 7 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, вместо стандартного договора может быть оформлена квитанция, талон и т. п. Это остается на усмотрение исполнителя.

Регулирование отношений и разрешение споров по такому договору происходит в соответствии с законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I. 

***

С 01.01.2019 мусорная реформа стартовала. Оформить договоры на вывоз мусора должны все, кто его производит: жители многоквартирных домов, собственники нежилых помещений, жители частного сектора.

Комментировать 8
Назад Вперед
Комментарии
11 апреля 2019
Постоянная ссылка
А если я не согласен с ценой поставщика услуги?
Ответить
04 июня 2019
Постоянная ссылка

К сожалению, услуга по ТКО относится к категории коммунальных услуг, а тарифы утверждаются региональными властями. 

Ответить
09 марта 2019
Постоянная ссылка
В своей квартире МКД не проживаю , договора РО нет и соответственно и его услуги пользования еще нет начала мною пользования . Но РО мне как собственнику присылает платежки , хотя я его уведомил что не проживаю , не пользуюсь . Проживаю в часном домике с огородиком в другом районе , там не собственник я . Но и как таковое там мусороотходов нет , а по хозяйски : из бумажного все прессуется в брикеты , стекло и кансервные банки так же мусором не оказываются . Картофельные очистки в компост . -мусора нет , есть сырье . Я что должен это бесплатно отдавать да еще и платить за это ?
Ответить
11 апреля 2019
Постоянная ссылка
Согласно Разъяснениям Минприроды России ("Ответы на часто задаваемые вопросы "Горячей линии" системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)") с 2019 года плата за обращение с ТКО становится коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество). Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. В соответствии с Жилищным кодексом РФ, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает. При этом можно сделать перерасчет. В этом случае регоператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. Кроме того, перерасчет возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. При заключении договора с регоператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире человек проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень таких документов приведен в Постановлении Правительства РФ N 354. В то же время при начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.
Ответить
18 декабря 2017
Постоянная ссылка
в Волгоградской области пока нет РО . кто и за чей счет должен вывезти ТКО на полигон после уже11 мес. хранения???
Ответить
16 января 2018
Постоянная ссылка
Согласно п. 2.8 Порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденного Приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской обл. от 16.02.2017 № 125, до определения на территории Волгоградской области регионального оператора порядок сбора, условия и способы транспортирования, обработки, обезвреживания, утилизации и размещения ТКО на территориях муниципальных образований Волгоградской области определяются в соответствии с генеральными схемами очистки территорий, правилами благоустройства территорий, договорами на оказание услуг по обращению с ТКО с операторами по обращению с ТКО.
Ответственность за нарушение экологических требований, санитарных норм и правил, а также названного Порядка несёт лицо, разместившее отходы.
Рекомендуем Вам также нашу статью Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБО.
Ответить
20 августа 2017
Постоянная ссылка
Здравствуйте! Вы упустили главное - и это касается всех ОРГАНИЗАЦИЙ заказчиков - бюджетников которые могут заключить договор только по 44-ФЗ - ПО КАКОМУ ПУНКТУ СТАТЬИ 93 ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОР ЕСЛИ ЦЕНА ДОГОВОРА 512 000 РУБЛЕЙ ?????? Законодатель в очередной раз "подставил" руководителей заказчика отсутствием в законе 44-ФЗ правовых основ заключения контракта на вывоз ТКО поставив перед выбором - или штраф за отсутствие договора на вывоз ТКО или его заключение с нарушением закона 44-фз. Вариант аукциона не рассматриваем - попробуйте предложить его Региональному оператору...)))
Ответить
07 сентября 2017
Постоянная ссылка
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор обязан заключить договор на вывоз ТБО. При этом закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть осуществлена заказчиком исключительно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Минэкономразвития в своем письме от 18.05.2016 № ОГ-Д28-6784 высказало следующее мнение:
Согласно п. 4 ст. 93 закупка у единственного поставщика может осуществляться в случае осуществления закупки на сумму, не превышающую 100 000 рублей. При этом годовой объем закупок не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем 50 млн. рублей. Если у заказчика отсутствует возможность определения единственного исполнителя услуг по размещению ТБО на основании п. 4 ст. 93, заказчик должен осуществить данную закупку конкурентным способом с учетом установленных ограничений.
Подробнее о системе госзакупок можно почитать в статье Что представляет собой система государственных закупок? Кроме того, рекомендуем Вам ознакомиться с нашей статьей Последние изменения в редакцию ФЗ № 44 о госзакупках - 2017.
Ответить
Оставить комментарий
Отправить