Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Права и обязанности доверительного управляющего

Права и обязанности доверительного управляющего (далее — ДУ) в отношении вверенного ему имущества ограничены нормами гл. 53 Гражданского кодекса РФ, другими законами и договором. Рассмотрим основные права и обязанности.

Права и обязанности доверительного управляющего

Право доверительного управляющего на реконструкцию объекта недвижимости

Права и обязанности доверительного управляющего 

Ст. 1020 ГК РФ предусматривает 2 основных постулата о правах и обязанностях ДУ в отношении вверенного ему имущества:

  • если в ходе реализации управления управляющий получает дополнительные права (например, продляет срок действия договора аренды или получает доходы от имущества), то эти дополнительные права и доходы включаются в состав имущества;
  • обязанности (налоговые, по содержанию, ремонту и аналогичные) исполняются за счет имущества. 

По нормам нескольких других статей ГК РФ к обязанностям можно отнести и следующие:

  • защищать права на объект управления (п. 3 ст. 1012 ГК РФ);
  • представлять учредителю управления и лицу, в чью пользу оно производится, отчет о деятельности ДУ (п. 4 ст. 1012 ГК РФ);
  • распоряжаться имуществом только в пределах, установленных договором (об особенностях правомочия собственника на распоряжение можно прочитать в статье «Что это такое - отчуждение имущества»). 

Право доверительного управляющего на реконструкцию объекта недвижимости 

При рассмотрении комплекса прав и обязанностей доверительного управляющего в отношении вверенного ему имущества не всегда можно точно определить, предполагается ли законом или договором право доверительного управляющего на реконструкцию объекта недвижимости. Закон не предусматривает необходимость указания именно этого права в договоре. Если с целью повышения дохода или сохранения здания реконструкция необходима, управляющий вправе ее произвести.

В практике встречаются договоры, нацеленные на передачу отдельного объекта ДУ исключительно с целью его реконструкции или модернизации (см. решение АС Волгоградской области от 13.10.2016 по делу № А12-26284/16). Реконструкция не является распоряжением, она представляет собой изменение параметров здания, после которого происходит его видоизменение (п. 14 ст. 1 ГсК РФ). Собственник и кадастровый номер объекта при этом не меняется, уничтожения объекта не происходит.

Одним из основных вопросов при реконструкции объекта, совершенной силами доверительного управляющего, является вопрос о том, кто принимает к вычету НДС по расходам на реконструкцию — ДУ или учредитель управления? Как утверждается в п. 1 ст. 174.1 Налогового кодекса РФ и показывает судебная практика (решение АС Республики Карелии от 08.05.2014 по делу № А26-6955/13), вычет должен принять на себя ДУ. 

*** 

Итак, право на реконструкцию желательно прямо указать в договоре, чтобы избежать споров в рамках п. 2 ст. 1022 ГК РФ о превышении полномочий и возмещении ущерба, причиненного их последствиями. Однако если реконструкция не предполагается, то делать это необязательно. Подробно об особенностях и существенных условиях доверительного управления — в статьях «Договор доверительного управления имуществом» и «Образец договора доверительного управления долей в ООО».

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить