Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Административный договор - правила составления

Административный договор урегулирован нормами нескольких отраслей права, не только административным законодательством. Рассмотрим, что это за документ, в чем его отличия от иных видов договоров (в т. ч. от гражданско-правовых), каким образом он должен быть составлен и оформлен.
Административный договор
Фото: Фотобанк Лори

Что такое административный договор

Административный договор относится к публично-правовым договорам и обладает рядом специфичных признаков:

  • основывается на нормах административного законодательства;
  • правовая база опирается на Конституцию РФ и актуальное законодательство (обычно административный договор носит организационный характер, однако одновременно в него могут быть включены вопросы имущественного, трудового, гражданского регулирования, поэтому при создании документа в допустимой мере применяются нормы иных ветвей законодательства);
  • может быть заключен между двумя и более субъектами;
  • хотя бы одной из сторон такого договора является субъект административной власти (например, орган госуправления или его представитель);
  • является итогом добровольного согласования мнений его сторон (этим административный договор отличается от актов управления);
  • имеет ограниченный срок действия;
  • может быть заключен в соответствии с установленным регламентом;
  • отказ в одностороннем порядке одной из сторон такого договора от исполнения своих обязательств недопустим;
  • вырабатывается в публичных или государственных интересах;
  • содержание такого договора составляют юридические права и обязанности сторон;
  • в результате заключения административного договора производится установление / прекращение/ изменение взаимных прав и обязанностей его сторон;
  • обеспечивается при помощи комплекса правовых средств;
  • осуществление контроля выполнения условий договора со стороны органов управления.

Рекомендуем к прочтению статью на сайте КонсультантПлюс "Административно-договорные правоотношения: проблемы правопонимания". Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Содержание административного договора

Несмотря на то что основой регулирования отношений, возникающих на основании такого вида соглашений, является именно административное законодательство (а не гражданское), в структуре административного договора можно выделить элементы, присущие и гражданским договорам.

Предмет договора.

Предметом административного договора можно назвать социальные процессы, так или иначе затрагивающие вопросы управления, властвования и саморегулирования. В зависимости от предмета можно выделить договоры:

  • о поступлении граждан на госслужбу;
  • о государственном заказе;
  • по управлению объектами госсобственности;
  • об обмене информацией между госорганами;
  • об оказании коммунальных услуг;
  • об обеспечении занятости населения;
  • о разграничении полномочий и другие виды.

Субъекты договора.

Другой стороной административного договора, помимо наделенного властными полномочиями органа, могут являться субъекты, не выполняющие властных или регулирующих функций: граждане, частные организации, профессиональное самоуправление и т. д. В зависимости от вида и количества субъектов (в части наличия у них властных полномочий) можно выделить:

  • договоры между 2 субъектами управленческой деятельности;
  • между субъектами исполнительной власти и госорганизациями;
  • между государственными и частными организациями;
  • между субъектами власти, управления и гражданами.

Обратите внимание! Административный договор может быть заключен как между субъектами, не имеющими властных полномочий по отношению друг к другу, так и когда контрагент находится в подчинении у второй стороны по договору.

Оформление административных договоров

Заключение названного вида соглашений осуществляется преимущественно в письменной форме, что связано с публичным характером регулируемых отношений. Обычно оговорка об обязательности письменного оформления содержится в тексте соответствующего закона (например, п. 1 ст. 10 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» от 21.07.1997 № 114-ФЗ).

Договорная деятельность в административном праве регламентирована достаточно подробно, содержит массу императивных норм. Практически для каждого вида административных договоров разработана своя унифицированная форма (например, типовая форма контракта о службе в таможенных органах – п. 3 названной статьи).

Отличия административных договоров от гражданских

  • Статус стороны соглашения, наделенной властными полномочиями, в административном договоре определяется его компетенцией, а в гражданском – его правоспособностью. В первом случае список возможных прав и обязанностей, обозначаемых в договоре, должен быть напрямую урегулирован соответствующей отраслью законодательства (например, передача части полномочий Правительством РФ органам исполнительной власти в рамках соответствующего соглашения [ч. 2 ст. 13 ФКЗ «О Правительстве РФ» от 06.11.2020 № 4-ФКЗ]). Во втором случае можно руководствоваться общедозволительным принципом (т. е. разрешено всё, что напрямую не запрещено законом).
  • Относительность добровольного вступления в отношения, урегулированные административным договором. Субъект публичного права обычно ограничен нормами и предписаниями в части обязательности заключения некоторых видов соглашений (например, п. 1 ст. 527 ч. 2 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ). В некоторых случаях госорганам вообще запрещено заключать отдельные виды административных соглашений. При заключении соглашений в рамках гражданского законодательства таких ограничений нет.
  • Цель заключения административного договора – удовлетворение общественных и публичных интересов, а не личной выгоды (как в случае проведения гражданских сделок).

Этапы заключения административных договоров

Обратите внимание! Инициатором заключения административного договора является госорган при реализации предписанных законодательством властных полномочий. Можно выделить следующие стадии составления, заключения и реализации названого договора:

  • анализ инициатором заключения соглашения актуальной управленческой ситуации;
  • выбор соответствующих норм законодательства для обоснования содержания договора;
  • определение конкретного вида будущего административного соглашения (в зависимости от субъектов договора и регулируемой сферы правоотношений);
  • выбор контрагентов, партнеров по соглашению;
  • предварительное согласование условий и содержания соглашения;
  • подписание соглашения всеми его участниками.

Более подробно регламент выполнения процедуры рассматривается отраслевыми нормативными актами в зависимости от сферы деятельности (например, постановление Правительства РФ «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» от 28.07.2005 № 452 и т. д.)

Сам процесс исполнения договора можно условно разделить на такие стадии:

  • планирование и согласование мероприятий, направленных на достижение поставленных договором целей;
  • реализация запланированных и согласованных мероприятий;
  • делегирование части полномочий или создание дополнительных структурных подразделений в случае невозможности выполнения необходимого объема работ в заданные сроки;
  • контроль исполнения договора;
  • прекращение отношений между сторонами, установленными в рамках рассматриваемого договора. 

Читайте также статью КонсультантПлюс "Становление и развитие представлений об административно-договорных правоотношениях". Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

***

Таким образом, порядок составления административного договора урегулирован не только административным законодательством, но и другими отраслями права. Для многих видов договоров разработана своя типовая форма. В качестве одного из субъектов таких соглашений обязательно выступает властная структура. 

Источники:
Комментировать 0
Оставить комментарий
Отправить