Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц, его права, обязанности и ответственность являются темой данной статьи. Кроме того, расскажем о требованиях, которые предъявляются к лицам, претендующим на то, чтобы стать управляющим.

Требования к конкурсным управляющим

Порядок назначения конкурсного управляющего при банкротстве юрлица

Обязанности конкурсного управляющего

Права конкурсного управляющего

Отчет конкурсного управляющего

Вознаграждение управляющего

Освобождение конкурсного управляющего

Отстранение конкурсного управляющего

Имущественная ответственность конкурсного управляющего

Требования к конкурсным управляющим 

Конкурсным управляющим является арбитражный управляющий, назначенный судом после признания юрлица несостоятельным (п. 1 ст. 127 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, далее — закон № 127-ФЗ). Требования к арбитражным управляющим закреплены в ст. 20 закона № 127-ФЗ.

Управляющий должен:

  • быть гражданином РФ;
  • состоять в одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО АУ). 

Пп. 2, 3 ст. 20 закона № 127-ФЗ устанавливают следующие обязательные требования для вступления в СРО АУ:

  • высшее образование;
  • стаж работы на руководящей должности не менее чем 1 год;
  • стажировка на посту помощника управляющего не менее 2 лет (СРО АУ могут своими правилами устанавливать более высокие требования к стажу работы и продолжительности стажировки);
  • успешная сдача экзамена по программе, утв. приказом Минэкономразвития от 10.12.2009 № 517;
  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
  • отсутствие административного или уголовного наказания в виде дисквалификации либо лишения права занимать определенные посты, осуществлять определенную деятельность;
  • отсутствие факта исключения из какой-либо СРО АУ на протяжении 3 лет перед подачей заявления о вступлении в СРО АУ;
  • наличие оформленного договора страхования своей ответственности сроком не менее чем на 1 год со страховой суммой не менее 10 млн руб. в год (см. ст. 24.1 закона № 127-ФЗ). 

Порядок назначения конкурсного управляющего при банкротстве юрлица 

Порядок назначения конкурсного управляющего в дело о банкротстве юрлица установлен ст. 45, 127 закона № 127-ФЗ. Кандидатура управляющего может быть предложена:

  • кредитором в заявлении о признании юрлица банкротом;
  • собранием кредиторов. 

После принятия судом заявления о признании лица банкротом или протокола собрания кредиторов СРО АУ представляет информацию о соответствии предложенной кандидатуры требованиям закона № 127-ФЗ. Как правило, в задачи СРО АУ не входит документальное подтверждение указанной информации, однако суд может запросить такие документы, если о несоответствии управляющего определенным требованиям заявил участник дела о банкротстве (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60).

В том случае, если конкретная кандидатура управляющего не была предложена, заявленная СРО АУ представляет такую кандидатуру из числа своих членов, которые выразили согласие на участие в деле о несостоятельности юрлица.

О правах и обязанностях конкурсного управляющего при банкротстве юрлица мы расскажем в следующих разделах статьи. 

Обязанности конкурсного управляющего 

Обязанности конкурсного управляющего по банкротству как арбитражного управляющего закреплены в ст. 128, п. 2 ст. 129 закона № 127-ФЗ. Управляющий должен:

  • принять имущество юрлица-банкрота, в течение 3 месяцев провести его инвентаризацию;
  • разместить результаты инвентаризации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее — Единый реестр) в течение 3 дней с момента ее завершения;
  • разместить в Едином реестре сведения о признании юрлица несостоятельным;
  • произвести поиск и возврат вещей, принадлежащих юрлицу и находящихся у третьих лиц;
  • уведомить сотрудников юрлица-банкрота о предстоящем увольнении;
  • взыскать имеющуюся задолженность с контрагентов банкрота;
  • вести реестр требований конкурсных кредиторов;
  • сдать документацию юрлица на хранение в государственный или муниципальный архив. 

Кроме того, к управляющему по банкротству применяются положения п. 2 ст. 20.3 закона № 127-ФЗ об обязанностях арбитражных управляющих. В соответствии с ними управляющий должен:

  • информировать компетентные органы о выявленных им случаях административных или уголовных правонарушений;
  • информировать конкурсных кредиторов, СРО АУ, компетентные органы о выявленных признаках фиктивного или преднамеренного банкротства, ознакомиться с которыми можно в статье «Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства»;
  • информировать компетентные органы о выявленном факте нарушения обязанности по подаче заявления о банкротстве либо о нарушении срока подачи такого заявления, предусмотренного ст. 9 закона № 127-ФЗ. 

Права конкурсного управляющего 

Права конкурсного управляющего при банкротстве закреплены в п. 3 ст. 129 закона № 127-ФЗ. Итак, управляющий имеет право:

  • распоряжаться в установленном порядке имуществом юрлица-банкрота;
  • увольнять сотрудников юрлица, в том числе его директора;
  • отказываться от выполнения договоров, заключенных юрлицом, при отсутствии обстоятельств, которые препятствуют восстановлению платежеспособности юрлица;
  • оспаривать сделки и решения бывших руководителей юрлица;
  • заявлять о взыскании убытков с собственников и прежнего руководства банкрота;
  • заявлять иски о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности в случаях, установленных законом (подробности — в статье «Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве»). 

В соответствии с п. 1 ст. 20.3 закона № 127-ФЗ управляющий вправе:

  • созывать собрание конкурсных кредиторов либо комитет конкурсных кредиторов;
  • получать вознаграждение;
  • привлекать на договорной основе за счет юрлица-банкрота третьих лиц для обеспечения исполнения обязанностей управляющего;
  • отказаться от исполнения своих обязанностей, подав соответствующее заявление в арбитражный суд. 

Отчет конкурсного управляющего 

Деятельность конкурсного управляющего по делу о несостоятельности завершается составлением отчета. Данный документ готовится:

  • После завершения расчетов с конкурсными кредиторами.
  • При прекращении производства заключением мирового соглашения вследствие отказа всех конкурсных кредиторов от своих требований и т. д. Подробнее см. в ст. 57 закона № 127-ФЗ. 

Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299. В документе должна содержаться информация, указанная в п. 2 ст. 143 закона № 127-ФЗ, а именно данные:

  • об итогах инвентаризации и оценке имущества должника и сформированной конкурсной массе;
  • денежных средствах, которые поступили на счет юрлица-банкрота;
  • распродаже имущества;
  • размере требований, предъявленных управляющим к третьим лицам;
  • мерах по выявлению и истребованию имущества юрлица, которое находилось в пользовании третьих лиц;
  • ведении реестра требований, заявленных конкурсными кредиторами;
  • работе по закрытию банковских счетов юрлица-должника;
  • привлечении к субсидиарной ответственности лиц, которые довели юрлицо до банкротства, и др. 

К отчету прилагаются документы, указанные в п. 2 ст. 147 закона № 127-ФЗ:

  • реестр требований, заявленных конкурсными кредиторами, с указанием размера погашения таких требований;
  • перечень неудовлетворенных требований;
  • документы о распродаже имущества банкрота и пр. 

После рассмотрения отчета суд завершает/прекращает производство по делу о несостоятельности (п. 1 ст. 149 закона № 127-ФЗ). 

Вознаграждение управляющего 

П. 3 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ устанавливает, что вознаграждение конкурсного управляющего состоит из 2 частей:

  • Фиксированной суммы в размере 30 тыс. руб. в месяц. При сложности дела по решению кредиторов либо ходатайству участника процесса данная сумма может быть увеличена арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности.
  • Суммы процентов. 

Сумма процентов определяется в соответствии с п. 13 ст. 20.6 и составляет:

  • 7% от суммы удовлетворенных требований конкурсных кредиторов при условии удовлетворения более чем 75% заявленных требований;
  • 6% при удовлетворении 50–75% заявленных требований;
  • 4,5% при удовлетворении 25–50% требований;
  • 3% в остальных случаях. 

Суммы, взысканные при привлечении собственников и руководства юрлица к субсидиарной ответственности, в указанном выше расчете не учитываются (п. 3.1 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ). Вознаграждение управляющего с данных сумм равняется 30%, куда входят расходы на услуги сторонних лиц, способствующих привлечению собственников и руководства юрлица к ответственности. 

Освобождение конкурсного управляющего 

В соответствии с п. 1 ст. 144 закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий может быть освобожден от исполнения своих обязанностей:

  • по собственному желанию, которое выражается путем подачи соответствующего заявления;
  • ходатайству СРО АУ, членом которой он является или являлся;
  • в других случаях. 

Указанное выше ходатайство СРО АУ обязана направить в случае (ст. 20.5 закона № 127-ФЗ):

  • Выхода конкурсного управляющего из СРО АУ. В том случае, если ходатайство не поступило в течение 20 дней с момента выхода управляющего, его могут заявить участники процесса о несостоятельности.
  • Выявления ею фактов несоответствия конкурсного управляющего установленным требованиям либо выявления обстоятельств, препятствующих участию управляющего в деле. 

Указанные ходатайства должны быть направлены в суд в течение 14 рабочих дней с момента принятия решения о выходе управляющего или принятия решения об обращении в суд при выявлении фактов несоответствия. 

Отстранение конкурсного управляющего 

Правила отстранения конкурсного управляющего закреплены в ст. 20.4, 145 закона № 127-ФЗ. Во-первых, управляющий может быть отстранен от исполнения обязанностей по требованию собрания кредиторов или отдельных участников дела о несостоятельности (конкурсных кредиторов, уполномоченных госорганов и т. д.) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

В том случае, если с ходатайством обращается участник процесса, он должен представить доказательства, что действия управляющего нарушили его права и причинили / могли причинить убытки кредиторам или иным лицам.

Во-вторых, управляющий может быть отстранен от выполнения своих обязанностей при его исключении из СРО АУ:

  • за нарушение условий членства в данной организации;
  • нарушение действующего законодательства РФ. 

СРО АУ направляет соответствующее ходатайство в суд, который должен отстранить управляющего в течение 10 дней с момента поступления такого ходатайства.

В-третьих, управляющий может быть отстранен в том случае, если в отношении него вступило в законную силу решение о применении дисквалификации за совершение административного проступка. Подробнее о таком виде наказания читайте в статье «Дисквалификация как вид административного наказания».

После вступления указанного решения в силу Федеральная налоговая служба уведомляет о нем СРО АУ, которая, в свою очередь, уведомляет суд. Арбитражный суд не позднее чем на следующий день после получения уведомления отстраняет конкурсного управляющего и назначает нового. 

Имущественная ответственность конкурсного управляющего 

В том случае, если конкурсный управляющий ненадлежащим исполнением своих обязанностей причинил должнику, конкурсным кредиторам или другим лицам убытки, факт наличия которых установлен судебным решением, он обязан возместить их (п. 4 ст. 20.4 закона № 127-ФЗ).

При этом наличие факта обращения с требованиями к третьим лицам не избавляет управляющего от ответственности, если причиненные убытки не были покрыты третьими лицами в полном объеме (п. 3 раздела «Практика применения законодательства о банкротстве» Обзора судебной практики ВС РФ от 19.10.2016 № 3).

Примером бездействия конкурсного управляющего, повлекшего причинение им убытков, является непринятие им мер:

  • по восстановлению сроков действия патентов;
  • взысканию дебиторской задолженности;
  • обеспечению сохранности имущества юрлица-банкрота (см. определение ВС РФ от 10.08.2017 № 307-ЭС17-9965 по делу № А56-70026/2010). 

В том случае, если на возмещение убытков были потрачены средства компенсационного фонда СРО АУ, что привело к его уменьшению ниже установленного уровня в размере 20 млн руб., конкурсный управляющий должен возместить убытки членам СРО АУ, сделавшим дополнительные взносы.

Данные о взыскании с конкурсного управляющего убытков, возникших из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, а также о размере таких убытков подлежат размещению в Едином реестре в течение 3 дней с момента вступления судебного акта в силу. 

*** 

Таким образом, конкурсный управляющий является арбитражным управляющим, назначенным после объявления юрлица банкротом. Основная цель конкурсного управляющего — формирование конкурсной массы и удовлетворение требований конкурсных кредиторов. При неисполнении своих обязанностей управляющий может быть отстранен, а также привлечен к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения причиненных убытков.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить