Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
С вами
с 2015 года
Рубрикатор
Поиск

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц

Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц, его права, обязанности и ответственность являются темой данной статьи. Кроме того, расскажем о требованиях, которые предъявляются к лицам, претендующим на то, чтобы стать управляющим.

Требования к конкурсным управляющим 

Конкурсным управляющим является арбитражный управляющий, назначенный судом после признания юрлица несостоятельным (п. 1 ст. 127 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, далее — закон № 127-ФЗ). Требования к арбитражным управляющим закреплены в ст. 20 закона № 127-ФЗ.

Управляющий должен:

  • быть гражданином РФ;
  • состоять в одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО АУ). 

Пп. 2, 3 ст. 20 закона № 127-ФЗ устанавливают следующие обязательные требования для вступления в СРО АУ:

  • высшее образование;
  • стаж работы на руководящей должности не менее чем 1 год;
  • стажировка на посту помощника управляющего не менее 2 лет (СРО АУ могут своими правилами устанавливать более высокие требования к стажу работы и продолжительности стажировки);
  • успешная сдача экзамена по программе, утв. приказом Минэкономразвития от 10.12.2009 № 517;
  • отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
  • отсутствие административного или уголовного наказания в виде дисквалификации либо лишения права занимать определенные посты, осуществлять определенную деятельность;
  • отсутствие факта исключения из какой-либо СРО АУ на протяжении 3 лет перед подачей заявления о вступлении в СРО АУ;
  • наличие оформленного договора страхования своей ответственности сроком не менее чем на 1 год со страховой суммой не менее 10 млн руб. в год (см. ст. 24.1 закона № 127-ФЗ). 

Порядок назначения конкурсного управляющего при банкротстве юрлица 

Порядок назначения конкурсного управляющего в дело о банкротстве юрлица установлен ст. 45, 127 закона № 127-ФЗ. Кандидатура управляющего может быть предложена:

  • кредитором в заявлении о признании юрлица банкротом;
  • собранием кредиторов. 

После принятия судом заявления о признании лица банкротом или протокола собрания кредиторов СРО АУ представляет информацию о соответствии предложенной кандидатуры требованиям закона № 127-ФЗ. Как правило, в задачи СРО АУ не входит документальное подтверждение указанной информации, однако суд может запросить такие документы, если о несоответствии управляющего определенным требованиям заявил участник дела о банкротстве (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60).

В том случае, если конкретная кандидатура управляющего не была предложена, заявленная СРО АУ представляет такую кандидатуру из числа своих членов, которые выразили согласие на участие в деле о несостоятельности юрлица.

О правах и обязанностях конкурсного управляющего при банкротстве юрлица мы расскажем в следующих разделах статьи. 

Обязанности конкурсного управляющего 

Обязанности конкурсного управляющего по банкротству как арбитражного управляющего закреплены в ст. 128, п. 2 ст. 129 закона № 127-ФЗ. Управляющий должен:

  • принять имущество юрлица-банкрота, в течение 3 месяцев провести его инвентаризацию;
  • разместить результаты инвентаризации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее — Единый реестр) в течение 3 дней с момента ее завершения;
  • разместить в Едином реестре сведения о признании юрлица несостоятельным;
  • произвести поиск и возврат вещей, принадлежащих юрлицу и находящихся у третьих лиц;
  • уведомить сотрудников юрлица-банкрота о предстоящем увольнении;
  • взыскать имеющуюся задолженность с контрагентов банкрота;
  • вести реестр требований конкурсных кредиторов;
  • сдать документацию юрлица на хранение в государственный или муниципальный архив. 

Кроме того, к управляющему по банкротству применяются положения п. 2 ст. 20.3 закона № 127-ФЗ об обязанностях арбитражных управляющих. В соответствии с ними управляющий должен:

  • информировать компетентные органы о выявленных им случаях административных или уголовных правонарушений;
  • информировать конкурсных кредиторов, СРО АУ, компетентные органы о выявленных признаках фиктивного или преднамеренного банкротства, ознакомиться с которыми можно в статье «Признаки преднамеренного и фиктивного банкротства»;
  • информировать компетентные органы о выявленном факте нарушения обязанности по подаче заявления о банкротстве либо о нарушении срока подачи такого заявления, предусмотренного ст. 9 закона № 127-ФЗ. 

Права конкурсного управляющего 

Права конкурсного управляющего при банкротстве закреплены в п. 3 ст. 129 закона № 127-ФЗ. Итак, управляющий имеет право:

  • распоряжаться в установленном порядке имуществом юрлица-банкрота;
  • увольнять сотрудников юрлица, в том числе его директора;
  • отказываться от выполнения договоров, заключенных юрлицом, при отсутствии обстоятельств, которые препятствуют восстановлению платежеспособности юрлица;
  • оспаривать сделки и решения бывших руководителей юрлица;
  • заявлять о взыскании убытков с собственников и прежнего руководства банкрота;
  • заявлять иски о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности в случаях, установленных законом (подробности — в статье «Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве»). 

В соответствии с п. 1 ст. 20.3 закона № 127-ФЗ управляющий вправе:

  • созывать собрание конкурсных кредиторов либо комитет конкурсных кредиторов;
  • получать вознаграждение;
  • привлекать на договорной основе за счет юрлица-банкрота третьих лиц для обеспечения исполнения обязанностей управляющего;
  • отказаться от исполнения своих обязанностей, подав соответствующее заявление в арбитражный суд. 

Отчет конкурсного управляющего 

Деятельность конкурсного управляющего по делу о несостоятельности завершается составлением отчета. Данный документ готовится:

  • После завершения расчетов с конкурсными кредиторами.
  • При прекращении производства заключением мирового соглашения вследствие отказа всех конкурсных кредиторов от своих требований и т. д. Подробнее см. в ст. 57 закона № 127-ФЗ. 

Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299. В документе должна содержаться информация, указанная в п. 2 ст. 143 закона № 127-ФЗ, а именно данные:

  • об итогах инвентаризации и оценке имущества должника и сформированной конкурсной массе;
  • денежных средствах, которые поступили на счет юрлица-банкрота;
  • распродаже имущества;
  • размере требований, предъявленных управляющим к третьим лицам;
  • мерах по выявлению и истребованию имущества юрлица, которое находилось в пользовании третьих лиц;
  • ведении реестра требований, заявленных конкурсными кредиторами;
  • работе по закрытию банковских счетов юрлица-должника;
  • привлечении к субсидиарной ответственности лиц, которые довели юрлицо до банкротства, и др. 

К отчету прилагаются документы, указанные в п. 2 ст. 147 закона № 127-ФЗ:

  • реестр требований, заявленных конкурсными кредиторами, с указанием размера погашения таких требований;
  • перечень неудовлетворенных требований;
  • документы о распродаже имущества банкрота и пр. 

После рассмотрения отчета суд завершает/прекращает производство по делу о несостоятельности (п. 1 ст. 149 закона № 127-ФЗ). 

Вознаграждение управляющего 

П. 3 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ устанавливает, что вознаграждение конкурсного управляющего состоит из 2 частей:

  • Фиксированной суммы в размере 30 тыс. руб. в месяц. При сложности дела по решению кредиторов либо ходатайству участника процесса данная сумма может быть увеличена арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности.
  • Суммы процентов. 

Сумма процентов определяется в соответствии с п. 13 ст. 20.6 и составляет:

  • 7% от суммы удовлетворенных требований конкурсных кредиторов при условии удовлетворения более чем 75% заявленных требований;
  • 6% при удовлетворении 50–75% заявленных требований;
  • 4,5% при удовлетворении 25–50% требований;
  • 3% в остальных случаях. 

Суммы, взысканные при привлечении собственников и руководства юрлица к субсидиарной ответственности, в указанном выше расчете не учитываются (п. 3.1 ст. 20.6 закона № 127-ФЗ). Вознаграждение управляющего с данных сумм равняется 30%, куда входят расходы на услуги сторонних лиц, способствующих привлечению собственников и руководства юрлица к ответственности. 

Освобождение конкурсного управляющего 

В соответствии с п. 1 ст. 144 закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий может быть освобожден от исполнения своих обязанностей:

  • по собственному желанию, которое выражается путем подачи соответствующего заявления;
  • ходатайству СРО АУ, членом которой он является или являлся;
  • в других случаях. 

Указанное выше ходатайство СРО АУ обязана направить в случае (ст. 20.5 закона № 127-ФЗ):

  • Выхода конкурсного управляющего из СРО АУ. В том случае, если ходатайство не поступило в течение 20 дней с момента выхода управляющего, его могут заявить участники процесса о несостоятельности.
  • Выявления ею фактов несоответствия конкурсного управляющего установленным требованиям либо выявления обстоятельств, препятствующих участию управляющего в деле. 

Указанные ходатайства должны быть направлены в суд в течение 14 рабочих дней с момента принятия решения о выходе управляющего или принятия решения об обращении в суд при выявлении фактов несоответствия. 

Отстранение конкурсного управляющего 

Правила отстранения конкурсного управляющего закреплены в ст. 20.4, 145 закона № 127-ФЗ. Во-первых, управляющий может быть отстранен от исполнения обязанностей по требованию собрания кредиторов или отдельных участников дела о несостоятельности (конкурсных кредиторов, уполномоченных госорганов и т. д.) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

В том случае, если с ходатайством обращается участник процесса, он должен представить доказательства, что действия управляющего нарушили его права и причинили / могли причинить убытки кредиторам или иным лицам.

Во-вторых, управляющий может быть отстранен от выполнения своих обязанностей при его исключении из СРО АУ:

  • за нарушение условий членства в данной организации;
  • нарушение действующего законодательства РФ. 

СРО АУ направляет соответствующее ходатайство в суд, который должен отстранить управляющего в течение 10 дней с момента поступления такого ходатайства.

В-третьих, управляющий может быть отстранен в том случае, если в отношении него вступило в законную силу решение о применении дисквалификации за совершение административного проступка. Подробнее о таком виде наказания читайте в статье «Дисквалификация как вид административного наказания».

После вступления указанного решения в силу Федеральная налоговая служба уведомляет о нем СРО АУ, которая, в свою очередь, уведомляет суд. Арбитражный суд не позднее чем на следующий день после получения уведомления отстраняет конкурсного управляющего и назначает нового. 

Имущественная ответственность конкурсного управляющего 

В том случае, если конкурсный управляющий ненадлежащим исполнением своих обязанностей причинил должнику, конкурсным кредиторам или другим лицам убытки, факт наличия которых установлен судебным решением, он обязан возместить их (п. 4 ст. 20.4 закона № 127-ФЗ).

При этом наличие факта обращения с требованиями к третьим лицам не избавляет управляющего от ответственности, если причиненные убытки не были покрыты третьими лицами в полном объеме (п. 3 раздела «Практика применения законодательства о банкротстве» Обзора судебной практики ВС РФ от 19.10.2016 № 3).

Примером бездействия конкурсного управляющего, повлекшего причинение им убытков, является непринятие им мер:

  • по восстановлению сроков действия патентов;
  • взысканию дебиторской задолженности;
  • обеспечению сохранности имущества юрлица-банкрота (см. определение ВС РФ от 10.08.2017 № 307-ЭС17-9965 по делу № А56-70026/2010). 

В том случае, если на возмещение убытков были потрачены средства компенсационного фонда СРО АУ, что привело к его уменьшению ниже установленного уровня в размере 20 млн руб., конкурсный управляющий должен возместить убытки членам СРО АУ, сделавшим дополнительные взносы.

Данные о взыскании с конкурсного управляющего убытков, возникших из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, а также о размере таких убытков подлежат размещению в Едином реестре в течение 3 дней с момента вступления судебного акта в силу. 

*** 

Таким образом, конкурсный управляющий является арбитражным управляющим, назначенным после объявления юрлица банкротом. Основная цель конкурсного управляющего — формирование конкурсной массы и удовлетворение требований конкурсных кредиторов. При неисполнении своих обязанностей управляющий может быть отстранен, а также привлечен к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения причиненных убытков.

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить