Центральный банк как орган надзора
Банк России, будучи финансовой организацией первого уровня, осуществляет надзор не только за кредитными учреждениями (см. ст. 56 закона «О Центральном банке…» № 86-ФЗ), но и за субъектами, которые не являются кредитными. Среди таких субъектов имеются лица, осуществляющие деятельность в области страхового дела. Полный перечень таких некредитных учреждений представлен в ст. 76.1 закона о ЦБ РФ.
Регулятивная и надзорная функции возложены на главный банк России также:
- Законом «О банках и банковской деятельности» № 395-I.
- Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» № 4015-I.
- Прочими специальными НПА, регулирующими деятельность в области финансовых рынков.
Контроль и надзор за деятельностью субъектов страхового дела исполняет специальное подразделение Центробанка — департамент страхового рынка. Однако помимо него некоторыми вопросами ведают и другие отделы, например служба по защите прав потребителей финансовых услуг.
Перечень страховых компаний и брокеров, за которыми ведется надзор, а также территориальная подконтрольность установлены приказом Банка России «О распределении обязанностей…» № ОД-1054.
Основные причины возникновения спорных ситуаций
Необходимость в том, чтобы написать жалобу в ЦБ РФ на банк или другую организацию, появляется в разных случаях. Вместе с тем некоторые поводы для обращения с жалобой все же возникают чаще других. В связи с этим Банк России опубликовал на своем сайте разъяснения, как поступать гражданам в случае спора со страховщиками.
Согласно данному разъяснению основными спорными моментами являются:
- отказ или уклонение страховщика от заключения договора по закону «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 № 40-ФЗ;
- навязывание дополнительных услуг страхователю, желающему получить полис ОСАГО;
- отсутствие поблизости от страхователя отделения страховщика, в котором возможно решить вопросы страховых выплат при возникновении страхового случая по ОСАГО;
- выплата заниженной страховой суммы или вообще отказ в ее осуществлении;
- несоблюдение сроков рассмотрения заявлений страхователя, а также сроков, установленных для выплат;
- непринятие страховщиком заявлений на возмещение убытков и иных обращений, в том числе отказ в выдаче документов при страховом случае;
- завышенные страховые премии, некачественный ремонт и другие ситуации, возникающие между страховщиком и страхователем по КАСКО.
Также спор может иметь место при неправильном исчислении коэффициента-скидки, предоставляемой при безаварийной езде, а также нарушениях при выдаче электронных полисов ОСАГО.
Защита прав страхователя в суде
Центробанк не является последней инстанцией по рассмотрению спорных ситуаций между страхователем и страховщиком. Более того, некоторые виды обращений ЦБ рассматривать не будет по причине отсутствия у него соответствующих полномочий.
К примеру, если страхователь не согласен с выплаченной суммой страхового возмещения как при обязательном страховании по ОСАГО, так и при добровольном по КАСКО, нет смысла подавать жалобу в ЦБ РФ. Обусловлено это отсутствием у Банка России права обязывать страховые организации производить страховые выплаты. Не может Центробанк и определить соразмерность произведенной страхователю выплаты, так как среди его полномочий отсутствует такая функция, как оценка правильности экспертных заключений о сумме ущерба.
В таких случаях страхователю необходимо, соблюдая обязательный претензионный порядок (см. п. 1 ст. 16.1 закона № 40-ФЗ), обратиться с соответствующим иском в судебные инстанции.
Более подробную информацию о нюансах составления иска к страховщику, лицах, которые могут такой иск заявить, требованиях и других моментах можно получить, ознакомившись со статьей Исковое заявление о взыскании страхового возмещения.
Ответ на обращение, предоставленный Банком России и не удовлетворяющий интересам страхователя, также может быть обжалован в судебные инстанции.
Обращение в ЦБ РФ по иным страховым услугам
Вышеуказанные основания относятся к договорам, заключенным в связи с использованием автотранспортных средств. Вместе с тем жалоба на страховую компанию может понадобиться и при иных правоотношениях, не связанных с автотранспортом.
Например, спор может возникнуть между сторонами при страховании:
- жизни;
- для выезда за границу;
- от несчастного случая;
- от болезни;
- ДМС;
- иных видах страхования.
Однако в любом случае вне зависимости от того, какой характер имеет договор страхования, жалобу на действия страховщика можно подать в Центробанк.
Оформление, подача и образец жалобы на действия подконтрольных Центробанку организаций
Жалоба в ЦБ РФ на действия банка или страховой организации подается в письменном виде. Каких-либо обязательных реквизитов этого документа законодательство не устанавливает. По общему правилу данное обращение содержит следующие сведения:
- Наименование органа, в который оно направляется (в данном случае ЦБ).
- Информацию о подателе жалобы: его паспортные данные и адрес.
- Сведения о страховой компании, которая нарушила права страхователя.
- Сведения о заключенном договоре и его реквизитах (если таковой заключался).
- Суть нарушения.
- Обоснование своей позиции.
- Требование жалобщика.
- Иную существенную информацию.
Образец жалобы в ЦБ РФ на банк или страховщика можно скачать по ссылке: Образец жалобы в ЦБ РФ.
Если обращение связано с отказом страховой организации заключить договор, к нему прилагается письменный отказ страховщика. Обязанность по предоставлению письменного ответа возложена на страховщика п. 7 ст. 15 закона № 40-ФЗ.
Однако невыдача этого документа страховщиком не ограничивает права гражданина на подачу жалобы в ЦБ. В таком случае согласно ответу Минфина РФ «По вопросу необоснованного отказа…», опубликованному 21.05.2014, в качестве подтверждения факта могут быть приняты во внимание другие доказательства, например:
- показания свидетелей;
- аудиозапись, видеозапись;
- иные документы.
Подачу жалобы можно осуществить несколькими путями:
- Онлайн через официальный сайт ЦБ.
- Лично через территориальные отделения ЦБ.
- Почтовым отправлением либо через своего представителя.
Срок рассмотрения жалобы и результаты
Поданная в ЦБ РФ жалоба на банк или страховую компанию по общему правилу должна быть рассмотрена в месячный срок. Исключением являются случаи, когда сотрудникам главного финансового учреждения требуется сбор документов от третьих лиц или имеют место иные обстоятельства, требующие более продолжительного времени для объективного разрешения вопроса. В таких случаях срок продлевается еще на 1 месяц, по истечении которого подателю должны предоставить ответ.
Если нарушения со стороны страховой компании, о которых заявил страхователь, подтвердились, ЦБ РФ:
- выдает страховщику предписание об устранении нарушений страхового законодательства, которое тот должен исполнить в обозначенный срок (см. ст. 32.6 закона № 4015-I);
- при наличии в действиях страховой организации признаков состава административного (например, по ст. 15.34.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ) или уголовного деяния (например, по ст. 172.1 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ) привлекает ее к административной ответственности либо передает материалы в следственные органы;
- при неисполнении предписания ограничивает или приостанавливает действие лицензии на осуществление страховой деятельности (п. 4 ст. 32.6 закона № 4015-I);
- отзывает лицензию, если страховая компания не устраняет нарушения, что является основанием для прекращения деятельности страховщика (см. ст. 32.8 закона № 4015-I).
Подводя итоги, следует еще раз отметить, что Центробанк — это не высшая и не единственная инстанция, с помощью которой можно решить спорный вопрос со страховой компанией. В некоторых ситуациях поможет обращение в такие организации, как Российский союз автостраховщиков, прокуратура, Федеральная антимонопольная служба и, конечно, суд. Однако подача жалобы через ЦБ, как правило, сэкономит значительное время, в отличие, например, от судебного разбирательства.
В соответствии с Разъяснениями Банка России "Рекомендации Банка России гражданам по спорным вопросам взаимодействия со страховыми организациями" (размещены на сайте http://www.cbr.ru/), при несоответствии информации по коэффициенту "бонус-малус" в автоматизированной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств гражданину рекомендовано обратиться в страховую компанию. В случае если страховая компания не может оперативно устранить причины применения некорректного значения КБМ, то в течение 5 рабочих дней Российский Союз Автостраховщиков по запросу страховой компании проводит проверку. В соответствии с ее результатами страховая компания обязана внести корректное значение КБМ в систему АИС и учитывать его при заключении договора ОСАГО. Вы вправе обратиться как в Центральный банк России, так и в Российский Союз Автостраховщиков. Ваше обращение будет рассмотрено в любом случае.