Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Что это за организационно-правовая форма - ПАО (публичное акционерное общество)

ПАО — относительно новое явление для нашего законодательства. Разделение акционерных обществ на публичные и непубличные пришло на смену системе ОАО/ЗАО. Суть и значение нового вида АО, подводные камни при выборе статуса, последние изменения акционерного права — тема нашей статьи.

Как расшифровывается ПАО и зачем они сменили открытые АО

Почему именно ПАО

ОАО теперь ПАО?

Отличия ПАО от непубличных АО

Отказ от публичного статуса

Как АО приобрести статус ПАО

Общая характеристика ПАО в разрезе модификации управления

Последние изменения норм о ПАО

Как расшифровывается ПАО и зачем они сменили открытые АО

Расшифровка ПАО — публичное акционерное общество. В настоящее время это один из вариантов организационно-правовой формы (ОПФ) акционерного общества (АО), второй — непубличное акционерное общество (НАО). Обе ОПФ введены в гражданское законодательство законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — закон № 99-ФЗ). В частности, основополагающие нормы содержатся в ст. 66.3, 97 Гражданского кодекса.

Почему ПАО не расшифровывается как открытое акционерное общество и аналогии здесь неуместны? Ответ кроется в причинах разделения АО на новые типы. Дело в том, что изначально отечественная система ОАО/ЗАО (закрытые АО) представляла собой рецепцию западного (европейского) законодательства, поскольку своих наработок в области регулирования деятельности коммерческих организаций в 90-е годы XX века не было. Законодательство было направлено на регулирование обществ с сильно распыленным капиталом. Но практика показала, что фактически таких АО очень мало, в большинстве случаев эти общества включают от одного до нескольких участников. Жесткая регламентация прав и обязанностей акционеров в этой ситуации сделала АО негибкой формой управления.

При этом мировой опыт (прежде всего, США) подтверждает перспективность моделей с возможностью перераспределения прав между акционерами для развития экономики (в первую очередь венчурных инвестиций).

Новая система ПАО/НАО повысила гибкость регулирования акционерных отношений.

Почему именно ПАО

ПАО расшифровывается как публичное АО. Что это означает? Название такой ОПФ, как ОАО, отражало порядок вхождения в число акционеров. Здесь же смысловая нагрузка иная. За основу берется порядок распределения и обращения акций. В качестве ориентира взята Директива ЕС 2003/71/ЕС о проспекте ценных бумаг. Из нее следует, что публичным является предложение ценных бумаг, сделанное при наличии допуска ценных бумаг к организованным торгам, а также в порядке размещения или продажи ценных бумаг неопределенному кругу лиц, в т. ч. посредством рекламы, конкурса, реализации через брокера (андеррайтера) или биржу. Отсюда следует, что публичное акционерное общество - это организация, акции которой торгуются на бирже.

Таким образом, расшифровка - что такое ПАО - подразумевает, по замыслу авторов реформы, применение определенных требований:

  • отсутствие ограничений на свободное обращение акций в виде преимущественных прав покупки;
  • повышенные требования к раскрытию информации и корпоративному управлению;
  • повышенное внимание к защите прав миноритарных акционеров; законодательное закрепление механизмов управления конфликтами интересов (2-звенная модель совета директоров и независимые директора);
  • ограничение числа исполнительных директоров в совете директоров, требования к раскрытию конфликта интересов и др.

Рассмотрим, какое выражение эти меры нашли в обновленном законе «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — закон об АО). Так будет понятнее, что это за форма организации - ПАО в современной России.

ОАО теперь ПАО?

Что значит ПАО? Чем отличается правовое регулирование его работы от регулирования ОАО? Рассмотрим на конкретных примерах.

ОАО

ПАО

Было вправе предусматривать в своем уставе случаи преимущественной покупки акций или ограничения на их продажу

Не вправе применять подобные положения, в т. ч. включать их в устав. Действуют только правила о преимуществах, предусмотренные законом об АО (п. 5 ст. 88 ГК РФ)

В отдельных случаях могли вести реестр акционеров собственными силами, а также имели право самостоятельно определять порядок образования счетной комиссии

Обе функции должны быть возложены на третье лицо, обладающее соответствующей лицензией (п. 4 ст. 97 ГК РФ). Требование о независимости этого лица, изначально установленное законом № 99-ФЗ, просуществовало до 2015 года, когда было исключено законом от 29.06.2015 №210-ФЗ

Совет директоров (СД) был обязательным органом только в случае, если акционеров общества было более 50

Наличие СД в количестве не менее 5 членов обязательно (п. 3 ст. 97 ГК РФ)

Таким образом, трансформация идет не путем автоматического преобразования ОАО в ПАО, а посредством выделения из числа ОАО только тех, что аккумулируют привлеченный капитал, а следовательно, нуждаются в более высоком уровне внешнего и внутреннего регулирования и контроля. См. подробности в статье «В чем отличие публичного акционерного общества от ОАО?».

Отличия ПАО от непубличных АО

Исходя из содержания ст. 66.3 ГК РФ, разница между публичным и непубличным акционерным обществом заключается в следующем:

  • Главный признак ПАО — открытый перечень возможных покупателей акций. НАО же не вправе предлагать свои акции на публичных торгах.
  • Порядок управления ПАО жестко закреплен в законе. В частности, нельзя перераспределять компетенции СД, исполнительного органа и общего собрания. НАО более свободны в этом.
  • НАО вправе предусматривать в уставе или корпоративном договоре между акционерами право на преимущественную покупку акций. Для ПАО это недопустимо.
  • Корпоративные договоры, заключаемые в ПАО, должны раскрываться. Для НАО же достаточно уведомления общества о заключении такого договора.

Отказ от публичного статуса

Для того чтобы стать НАО, ранее учрежденным АО не нужно было ничего делать. Они автоматически приобрели этот статус со вступлением в силу закона № 99-ФЗ. Исключение составляют АО, созданные до 01.09.2014, в чьем фирменном названии содержится указание на публичность. К ним применяется правило, установленное п. 7 ст. 27 закона «О внесении изменений…» от 29.06.2015 № 210-ФЗ.

ПАО, не имеющее публичных выпусков акций, до 01.07.2020 должно:

  • обратиться в ЦБ РФ с заявлением о регистрации проспекта акций;
  • либо исключить из своего наименования слово «публичное» (решение принимается на собрании акционеров большинством в ¾ голосов), подав на госрегистрацию документ, выданный ЦБ РФ, освобождающий от раскрытия информации.

До этого момента такое АО должно нести те же обязанности, что и ПАО. В частности, это касается раскрытия информации (п. 6 ст. 97 ГК РФ, п. 1 ст. 92 закона об АО). В судебной практике такой подход мотивируется тем, что сведения об организации считаются включенными в Единый госреестр юрлиц (ЕГРЮЛ) со дня внесения соответствующей записи (ст. 51 ГК РФ). При этом лица, добросовестно полагающиеся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Таким образом, АО, в наименовании которого содержится указание на его публичный статус, будет публичным независимо от наличия у него иных признаков ПАО, установленных в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ (см. постановления 5-го ААС от 28.11.2018 по делу № А59-3518/2018, АС ЗСО от 30.11.2018 по делу № А45-1401/2018).

Как АО приобрести статус ПАО

Согласно письму ФНС РФ от 04.09.2014 № СА-4-14/17740@ фирменное наименование НАО на русском языке должно содержать наименование общества и слова «акционерное общество» или «АО». В отношении ПАО действует требование об указании, наряду с наименованием, слов «публичное акционерное общество» и аббревиатуры «ПАО» (ст. 7.1 закона об АО). Такое изменение названия не будет реорганизацией.

До обращения в ФНС необходимо сдать в ЦБ РФ документы для регистрации проспекта акций (можно одновременно с документами для регистрации выпуска акций). При этом решение о регистрации принимается до внесения изменений в ЕГРЮЛ, а вступает в силу после их регистрации (п. 3 ст. 7.1 закона об АО).

В письме ФНС РФ от 07.05.2015 № СА-4-14/7844@ сказано, что госрегистрация изменения наименования производится в соответствии с п. 1 ст. 17 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ. В частности, представляются:

  1. Заявление по ф. Р13001.
  2. Решение собрания акционеров о внесении изменений, принятое ¾ голосов.
  3. Изменения или устав в новой редакции.

Соответственно, для получения юридического статуса (и ответственности) ПАО достаточно учредить АО, которое изначально содержит соответствующее указание на ОПФ, а для ранее учрежденных ОАО — внести изменения в устав. Но в случае непредставления документов в ЦБ РФ возможно последующее привлечение к административной ответственности по ст. 15.17 КоАП РФ.

Общая характеристика ПАО в разрезе модификации управления

Законодатель и ЦБ РФ, определяющий порядок работы АО, считают важным развивать процедуры корпоративного управления в ПАО с целью прозрачности и стабильности работы таких АО в интересах акционеров.

Для этого:

  • установлены требования закона об АО, в т. ч. перечисленные выше: о недопустимости перераспределения компетенции, определенной законом, необходимости создания СД и последовательном увеличении числа его членов при приросте количества акционеров (п. 3 ст. 66 закона об АО), организационном отделении реестродержателя и счетной комиссии, раскрытии информации и др.;
  • ЦБ РФ издано письмо от 15.09.2016 № ИН-015-52/66, которым всем ПАО направлен образец положения о СД и комитетах СД.

Не все предложения по реформированию были учтены. В частности, предлагалось ввести требование о наличии в составе СД независимых директоров. На данный момент оно в законе не отражено.

Жесткие требования к образованию исполнительных органов (единоличного, коллегиального, стороннего управляющего) законом об АО не предусмотрены.

Последние изменения закона об АО связаны с закреплением сложившихся практик управления и внедрением требований к повышенному внутреннему контролю для ПАО.

Последние изменения норм о ПАО

Изменения в закон об АО внесены законом от 19.07.2018 № 209-ФЗ и вступили в силу в день его подписания. Вводятся следующие правила:

  • Право СД образовывать комитеты для проработки выносимых на рассмотрение СД вопросов. При этом СД ПАО обязан сформировать комитет по аудиту, который будет готовить проекты решений по этому направлению работы.
  • Обязательность внутреннего аудита в ПАО. От СД требуется утверждение внутренних документов, определяющих политику в этом направлении. На СД возлагается назначение и освобождение лица, ответственного за внутренний аудит, утверждение условий трудового договора с физическим или юрлицом, выступающим в этом качестве.
  • Формирование ревизионной комиссии в ПАО в тех случаях, когда ее создание предусмотрено уставом общества. Альтернативой является организация внутреннего аудита.

***

Итак, ПАО — это качественно новая форма АО, которая отличается от ОАО более высокими требованиями к отчетности и раскрытию информации, усложнением систем управления и внутреннего контроля. В соответствующем направлении изменяется и законодательство об АО. Правильный и своевременный выбор статуса, без автоматической преемственности ОАО/ПАО, позволит избежать проблем, связанных с наличием повышенных обязанностей для публичных АО и более высоким уровнем внимания со стороны главного контролирующего органа — ЦБ РФ.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Комментировать 0
Назад Вперед
Оставить комментарий
Отправить