Законопроект Минюста об адвокатской монополии

Ход работы над Концепцией

Этапы перехода к адвокатской монополии и процедура для юристов

Перспективы для ILF

Законопроект Минюста об адвокатской монополии 

По адвокатской монополии Минюст пока подготовил только проект Концепции перехода к новой форме работы (подробности — в статье «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи»). В чем заключается предполагаемая монополия?

Речь не идет о том, что во всех сферах любые юруслуги будут оказываться только адвокатами. Монополизации будет подвергнуто только судебное представительство. При этом юристам, работающим инхаус, т. е. в составе юридических подразделений организаций, не нужно будет оформлять статус адвоката, однако может потребоваться представление в суд трудового договора.

Проект Концепции вызвал широкий резонанс. Основные влиятельные группы противников — представители:

  • ILF (International Law Firms) — международных юрфирм;
  • общественных организаций юристов (Ассоциации юристов России и др.), которые в случае реализации проекта адвокатской монополии могут в значительной степени утратить свое влияние. 

До разрешения возникших противоречий и корректировки проекта Концепции в соответствии с достигнутыми компромиссами, принятия ее в окончательном виде не стоит ожидать выдвижения законопроекта Правительством. 

Ход работы над Концепцией 

Идея введения исключительно адвокатского представительства в гражданских формах судебных процессов существует давно. В частности, такая норма была заложена в ч. 5 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) в 2002 году. До этого, в 1995–1998 годах, юридические услуги лицензировались.

Можно выделить следующие этапы работы над текущим проектом Концепции:

  1. Принятие госпрограммы «Юстиция», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 312.
  2. Внесение в сентябре 2017 года законопроекта «Об осуществлении представительства…» № 273154-7 об обязательности российского юридического образования для лиц, представляющих интересы сторон во всех видах судебных процессов (см. подробности в сообщении на сайте). Правительство РФ негативно оценило законопроект, в котором предлагается установить для иностранных граждан, обучавшихся не по российским образовательным программам, экзамен с целью допуска к представительству, сдаваемый в общественной организации (полагают, что это ускорило работу над Концепцией).
  3. Публикация 24.10.2017 на сайте Минюста РФ проекта Концепции для обсуждения.
  4. Направление в декабре 2017 года 32 ILF обращения в Минюст РФ с возражениями, касающимися регламентации работы иностранных фирм, оказывающих юруслуги. По мнению авторов обращения, запрет на работу филиалов иностранных фирм приведет к вытеснению их с рынка (ниже рассказывается о том, какие положения вызвали такую реакцию). 

На момент публикации настоящей статьи окончательный вариант Концепции не опубликован. 

Этапы перехода к адвокатской монополии и процедура для юристов 

В проекте Концепции, разработанной Минюстом РФ, заложены следующие сроки и мероприятия. 

Сроки этапа

Содержание изменений

2018 год

1. Введение коммерческих ОПФ адвокатских образований с разрешением преобразования в эти виды юрлиц, оказывающих правовые услуги. При этом предполагается запрет на иностранное участие в адвокатских организациях.

2.Разрешение заключать трудовые договоры между адвокатскими образованиями и адвокатами.

3. Введение соответствующих изменений в НК РФ

2019 год

Установление льготных правил вступления в адвокатуру для лиц, проработавших 5 лет в организациях, оказывающих юридические услуги: дистанционная сдача экзамена, освобождение от целевых взносов и др.

2020–2022 годы

Вступление в адвокатуру основной массы частных юристов. По результатам мониторинга ситуации этап может быть продлен

 

При достаточной численности адвокатского корпуса с 01.01.2023 будет введено требование о наличии статуса адвоката для представительства во всех видах судебных процессов.

Облегченные условия для вступления в адвокатуру предусмотрены для довольно узкой категории (п. 6.2 Концепции). Для юристов, которые оказывают юруслуги в качестве ИП, работают в организациях или увольняются с государственной или муниципальной службы, послаблений при вступлении в адвокатский корпус не предусмотрено. Между тем взносы в некоторые палаты на начальном этапе работы достигают 150 тыс. руб. Устанавливаются они решениями палат, а не нормативными актами (см. статью «Как получить статус адвоката и что он дает?»). 

Перспективы для ILF 

В проекте Концепции (п. 5.6) предлагается введение в отношении ILF и иностранных юристов следующего регулирования:

  1. Регистрация в специальном реестре, который ведется Минюстом РФ, для работы по вопросам права государства — места регистрации юрфирмы, если это государство предоставляет аналогичные возможности российским адвокатам и адвокатским образованиям.
  2. Возможность получения иностранцами статуса адвоката в РФ и работы по применению российского права, если они имеют высшее юробразование, полученное в РФ или СССР, либо иностранное, признаваемое на началах взаимности (т. е. если гражданин РФ вправе получить в данном государстве статус адвоката или аналогичный с образованием РФ).
  3. Юруслуги по вопросам российского права (в том числе судебное представительство) смогут предоставлять только российские адвокатские образования с ограничениями, исключающими иностранное участие в них. 

Меры по защите рынка юруслуг не нарушают обязательств РФ перед ВТО. Напротив, в соответствии с п. II(1)(А)(а) Перечня специфических обязательств РФ по услугам, входящим в приложение 1 к протоколу «О присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1994» от 16.12.2011, только российские адвокаты вправе осуществлять представительство во всех видах судопроизводства.

Отметим, что в законодательстве ряда других стран (Германии, например) существуют аналогичные положения. Минимальным требованием для получения статуса адвоката является наличие национального диплома, а также стажа работы по праву данного государства. 

*** 

Итак, порядок внедрения адвокатской монополии, окончательное введение которой намечено на 01.01.2023, в настоящее время на федеральном уровне не принят. Проект Концепции, опубликованный Минюстом РФ, обсуждается юридической общественностью, в адрес министерства направляются предложения по ее совершенствованию. Законопроекты будут разрабатываться после утверждения Концепции в окончательном виде, поэтому начало реформы, намеченное на 2018 год, может отодвинуться на более поздние сроки.