Подписка на новости
Подписаться
Наши группы
Рубрикатор
Поиск

Как будет внедряться адвокатская монополия с 2020 года?

Адвокатская монополия - 2018 — 2025 стала одной из наиболее обсуждаемых тем в юридическом сообществе. Предусмотрен ли реформой рынка юридических услуг плавный переход к корпоративному судебному представительству? Полный анализ проектов нормативных актов представлен в нашей статье.

Законопроект Минюста об адвокатской монополии

Ход работы над Концепцией

Этапы перехода к адвокатской монополии и процедура для юристов

Перспективы для ILF

Законопроект Минюста об адвокатской монополии 

По адвокатской монополии Минюст еще в 2017 году подготовил проект Концепции перехода к новой форме работы (подробности — в статье «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи»). В чем заключается предполагаемая монополия?

Речь не идет о том, что во всех сферах любые юруслуги будут оказываться только адвокатами. Монополизации будет подвергнуто только судебное представительство. При этом юристам, работающим инхаус, т. е. в составе юридических подразделений организаций, не нужно будет оформлять статус адвоката, однако может потребоваться представление в суд трудового договора.

Проект Концепции вызвал широкий резонанс. Основные влиятельные группы противников — представители:

  • ILF (International Law Firms) — международных юрфирм;
  • общественных организаций юристов (Ассоциации юристов России и др.), которые в случае реализации проекта адвокатской монополии могут в значительной степени утратить свое влияние. 

Ход работы над Концепцией 

Обратите внимание! Идея введения исключительно адвокатского представительства в гражданских формах судебных процессов существует давно. В частности, такая норма была заложена в ч. 5 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) в 2002 году. До этого, в 1995–1998 годах, юридические услуги лицензировались.

Можно выделить следующие значимые вехи в работе над текущим проектом Концепции:

  1. Принятие госпрограммы «Юстиция», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 312.
  2. Внесение в сентябре 2017 года законопроекта «Об осуществлении представительства…» № 273154-7 об обязательности российского юридического образования для лиц, представляющих интересы сторон во всех видах судебных процессов (см. подробности в сообщении на сайте). Правительство РФ негативно оценило законопроект, в котором предлагается установить для иностранных граждан, обучавшихся не по российским образовательным программам, экзамен с целью допуска к представительству, сдаваемый в общественной организации (полагают, что это ускорило работу над Концепцией). Законопроект был отложен при рассмотрении в 1-ом чтении. 21.01.2019 законопроект №273154-7 был снят с рассмотрения Госдумы.
  3. Публикация 24.10.2017 на сайте Минюста РФ проекта Концепции для обсуждения.
  4. Направление в декабре 2017 года 32 ILF обращения в Минюст РФ с возражениями, касающимися регламентации работы иностранных фирм, оказывающих юруслуги. По мнению авторов обращения, запрет на работу филиалов иностранных фирм приведет к вытеснению их с рынка (ниже рассказывается о том, какие положения вызвали такую реакцию). 
  5. Проведение 07.11.2019 рабочей встречи Председателя Правительства (на тот момент) РФ Дмитрия Медведева с представителями адвокатского профессионального сообщества. Согласно распоряжению Председателя Правительства РФ, до 20.07.2020 г. должно быть принято окончательное решение по Концепции.

На момент выхода настоящей статьи окончательный вариант Концепции не опубликован. 

Этапы перехода к адвокатской монополии и процедура для юристов 

В проекте Концепции, разработанной Минюстом РФ, заложены следующие сроки и мероприятия. 

Сроки этапа

Содержание изменений

2018 год

1. Введение коммерческих ОПФ адвокатских образований с разрешением преобразования в эти виды юрлиц, оказывающих правовые услуги. При этом предполагается запрет на иностранное участие в адвокатских организациях.

2.Разрешение заключать трудовые договоры между адвокатскими образованиями и адвокатами.

3. Введение соответствующих изменений в НК РФ

2019 год

Установление льготных правил вступления в адвокатуру для лиц, проработавших 5 лет в организациях, оказывающих юридические услуги: дистанционная сдача экзамена, освобождение от целевых взносов и др.

2020–2022 годы

Вступление в адвокатуру основной массы частных юристов. По результатам мониторинга ситуации этап может быть продлен

Обратите внимание! При достаточной численности адвокатского корпуса с 01.01.2023 будет введено требование о наличии статуса адвоката для представительства во всех видах судебных процессов.

Облегченные условия для вступления в адвокатуру предусмотрены для довольно узкой категории (п. 6.2 Концепции). Для юристов, которые оказывают юруслуги в качестве ИП, работают в организациях или увольняются с государственной или муниципальной службы, послаблений при вступлении в адвокатский корпус не предусмотрено. Между тем взносы в некоторые палаты на начальном этапе работы достигают 150 тыс. руб. Устанавливаются они решениями палат, а не нормативными актами (см. статью «Как получить статус адвоката и что он дает?»). 

Перспективы для ILF 

В проекте Концепции (п. 5.6) предлагается введение в отношении ILF и иностранных юристов следующего регулирования:

  1. Регистрация в специальном реестре, который ведется Минюстом РФ, для работы по вопросам права государства — места регистрации юрфирмы, если это государство предоставляет аналогичные возможности российским адвокатам и адвокатским образованиям.
  2. Возможность получения иностранцами статуса адвоката в РФ и работы по применению российского права, если они имеют высшее юробразование, полученное в РФ или СССР, либо иностранное, признаваемое на началах взаимности (т. е. если гражданин РФ вправе получить в данном государстве статус адвоката или аналогичный с образованием РФ).
  3. Юруслуги по вопросам российского права (в том числе судебное представительство) смогут предоставлять только российские адвокатские образования с ограничениями, исключающими иностранное участие в них. 

Меры по защите рынка юруслуг не нарушают обязательств РФ перед ВТО. Напротив, в соответствии с п. II(1)(А)(а) Перечня специфических обязательств РФ по услугам, входящим в приложение 1 к протоколу «О присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1994» от 16.12.2011, только российские адвокаты вправе осуществлять представительство во всех видах судопроизводства.

Отметим, что в законодательстве ряда других стран (Германии, например) существуют аналогичные положения. Минимальным требованием для получения статуса адвоката является наличие национального диплома, а также стажа работы по праву данного государства. 

*** 

Итак, порядок внедрения адвокатской монополии, окончательное введение которой намечено на 01.01.2023, в настоящее время на федеральном уровне не принят. Проект Концепции, опубликованный Минюстом РФ, до сих пор не утвержден окончательно и обсуждается юридической общественностью. Законопроекты будут разрабатываться после утверждения Концепции в окончательном виде, поэтому начало реформы, намеченное на 2018 год, было отодвинуто на более поздние сроки.

Источники:
Комментировать 3
Назад Вперед
Комментарии
20 декабря 2018
Постоянная ссылка
Насчёт иностранцев все верно. Нечего занимать не свою нишу в чужой стране, при огромной конкуренции среди российских юридических компаний и адвокатских образований.
Ответить
18 мая 2018
Постоянная ссылка

Руководствуясь логикой сторонников адвокатской монополии и в законодательные органы всех уровней могут быть избранными только квалифицированные юристы с опытом юр. практики имеющие доп. образование не ниже КЮН и в иные ведомства и министерства принимать только лиц имеющих ТОЛЬКО профильное образование и опыт работы, также на гос. и муниципальную службу принимать только закончивших соответствующие факультеты.

Ответить
В законодательных органах существуют специальные подразделения, в которых работают специалисты в области права, филологи и т.д. Задача законодательных органов – одобрение принимаемых законов «по существу» заложенных в них идей и бюджетных расходов. Поэтому и отсутствует требование к квалификации для выборных членов представительных органов. При приеме на госслужбу соответствующие квалификационные требования выставляются в обязательном порядке. Квалификация должна соответствовать должности: если это специалист правового управления, то в требованиях будут и высшее образование, и стаж работы по специальности.
Ответить
Оставить комментарий
Отправить