Адвокатская деятельность в России
Деятельность адвокатов и их организаций в стране регулируется законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (далее — закон № 63-ФЗ).
Важно! Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности включает в себя предоставление гражданам квалифицированной правовой помощи, которая должна оказываться профессионально и только лицами, получившими статус адвоката.
Клиентами адвоката могут быть:
- физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства);
- компании.
Цель оказания помощи — защита прав, свобод и интересов клиентов. Эта деятельность не имеет характера предпринимательской. Адвокатура с точки зрения ст. 3 закона № 63-ФЗ представляет собой профессиональное сообщество, являясь одним из институтов гражданского общества. Организация адвокатуры основывается на приоритете общественного и корпоративного контроля за деятельностью профессиональных защитников, использовании возможностей для предоставления, в том числе бесплатной, правовой помощи.
Обратите внимание! Функции адвокатуры согласно нормам закона № 63-ФЗ включают в себя участие в судебных процессах в судах всех уровней, в том числе Конституционном суде, в качестве представителя доверителя на платной или бесплатной основе.
Организация адвокатской деятельности
Юрист со статусом адвоката самостоятельно и при наличии стажа минимум в 3 года может открыть адвокатский кабинет, вместе с коллегами — создать бюро (в нем должны обязательно состоять хотя бы 2 адвоката со стажем минимум в 3 года). Закон № 63-ФЗ в ст. 20, 24 пока предполагает 4 формы организации адвокатской деятельности:
- кабинет;
- бюро;
- коллегия;
- юридическая консультация.
Консультация согласно нормам ст. 24 закона № 63-ФЗ создается в случае, если в одном судебном районе количество профессиональных защитников менее 2 на одного судью.
Профессиональные защитники заключают с клиентами соглашения о порядке оказания помощи, что регулируется ст. 25 закона № 63-ФЗ. Особенностью оплаты услуг по нормам данной статьи является обязательное внесение средств в кассу адвокатского образования, а не перечисление непосредственно защитнику.
Важно! Нарушение этого правила может привести к непризнанию такой оплаты судебными издержками (см. постановление 10 ААС от 26.06.2017 по делу № А41-20283/2016). Деятельность защитников постоянно контролируется ревизионной комиссией (см. ст. 32 закона № 63-ФЗ) и комиссией по этике (ст. 37.1 закона № 63-ФЗ).
Требования к адвокатам
Получить статус профессионального защитника непросто. Для этого нужно соответствовать критериям, установленным ст. 9 закона № 63-ФЗ и касающимся образования и стажа. Такое лицо вправе согласно ст. 10 закона № 63-ФЗ просить о допуске к квалификационному экзамену и в случае успешной его сдачи получить статус, после чего оно приносит присягу, текст которой приводится в ст. 13 закона № 63-ФЗ. Только после этого его фамилия будет включена в региональный реестр.
Статус может приобрести и иностранный гражданин согласно п. 6 ст. 9 закона № 63-ФЗ. О регулировании его работы можно прочитать в статье «Новый миграционный закон - изменения».
При работе к профессиональным защитникам предъявляются следующие дополнительные требования адвокатуры:
- участие в судебных процессах в качестве бесплатного защитника в предусмотренных законом ситуациях (п. 3 ст. 3, ст. 7, 26 закона № 63-ФЗ);
- постоянное повышение профессионального уровня (подп. 3 п. 1 ст. 7 закона № 63-ФЗ);
- этичное поведение в соответствии с требованиями кодекса профессиональной этики (подп. 4 п. 1 ст. 7 закона № 63-ФЗ);
- ежемесячная уплата взносов (подп. 5 п. 1 ст. 7 закона № 63-ФЗ);
- сохранение адвокатской тайны (ст. 8 закона № 63-ФЗ);
- обязательное страхование профессиональной ответственности (ст. 19 закона № 63-ФЗ), при этом закон от 03.12.2007 № 320-ФЗ позволяет не выполнять эту обязанность до принятия соответствующего нормативного акта, регулирующего данный тип страхования;
- отказ от любой предпринимательской деятельности (ст. 1 закона № 63-ФЗ).
Концепция Минюста — монополия для адвокатов на оказание юридических услуг
В ст. 1 закона № 63-ФЗ особо отмечается, что оказание правовой помощи не является адвокатской деятельностью.
Обратите внимание! Была сделана попытка введения единого формата оказания услуг в области права. Минюст анонсировал Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи, основанную на положениях государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 312. Она должна быть введена в действие на уровне распоряжения Правительства, пока отсутствующего, несмотря на то, что его принятие планировалось в конце 2017 года.
Ведомство планирует поэтапный ввод Концепции в действие — до 2023 года. Документ предполагает:
- предоставление адвокатам монополии на представительство в судах всех уровней (эта норма не относится к корпоративным юристам);
- запрет на оказание платных юридических услуг кем-либо, кроме адвокатов (это также не относится к лицам, работающим в качестве юрисконсультов по трудовым договорам);
- разрешение адвокатам работать по трудовым контрактам с адвокатскими образованиями — компаниями различных организационно-правовых форм, пока не предусмотренных действующим законом № 63-ФЗ (планируется разрешить адвокатам создание АО и ООО, а также наем на работу адвоката адвокатом).
После ее введения в действие и разработки пакета законопроектов, предусмотренных Концепцией Минюста об адвокатской монополии, будет применяться упрощенный порядок получения статуса адвоката лицами, соответствующими требованиям к образованию и стажу. Концепция пока носит предварительный характер.
***
Нормативно-правовое регулирование адвокатской деятельности в России основывается на концепции профессионализма защитников и организации доступа к их услугам всех заинтересованных лиц. Это позволяет поддерживать качество оказания правовых услуг на высоком уровне.