Федеральная адвокатская палата и адвокатские палаты субъектов РФ

Высший и исполнительные органы адвокатской палаты и их компетенция

На основании чего действуют адвокатская палата субъекта РФ и адвокаты

Структура ФПА

Комиссия по этике и стандартам — новый орган ФПА

Создание вертикали власти в адвокатском сообществе

Федеральная адвокатская палата и адвокатские палаты субъектов РФ 

Адвокатские палаты существуют в форме некоммерческих организаций (НКО), которые объединяют адвокатов региона на основе обязательного членства (ст. 123.16-1 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 29 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ, далее — закон № 63-ФЗ).

В отличие от других НКО, число адвокатских палат ограниченно и соответствует числу регионов, в каждом из которых функционирует одна палата (п. 8 ст. 29 закона № 63-ФЗ). Создание альтернативных палат и наделение аналогичными функциями других общественных объединений законом не допускается (ст. 39 закона № 63-ФЗ).

Федеральная адвокатская палата РФ (полное наименование — Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Федеральная палата адвокатов Российской Федерации», далее — ФПА, ст. 10 устава ФПА, см. по ссылке на официальном сайте: Устав ФПА) образована 31.01.2003 на I Всероссийском съезде адвокатов и объединяет 85 региональных адвокатских палат (ст. 35 закона № 63-ФЗ). ФПА действует на основании устава, принятого съездом. Особенность ее статуса состоит в законодательном запрете реорганизации. Ликвидирована она может быть только на основании закона.

Особый статус органов адвокатского сообщества продиктован ролью адвокатуры в осуществлении правосудия, в первую очередь по уголовным делам. Эта роль может быть усилена в случае введения адвокатской монополии (см. статью «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи»). 

Высший и исполнительные органы адвокатской палаты и их компетенция 

Дисциплинарный контроль и общее руководство на уровне субъекта РФ осуществляют адвокатские палаты, которые имеют в своей структуре следующие органы:

  1. Высший орган адвокатской палаты субъекта РФ — общее собрание (конференция, если численность палаты более 300 человек) адвокатов. В частности, этот орган утверждает решение об образовании палаты (п. 5 ст. 29 закона № 63-ФЗ). В дальнейшем конференция принимает основные решения по работе палаты (ст. 30 закона № 63-ФЗ):
  • определяет персональный состав ее органов;
  • утверждает размер отчислений на содержание палаты, смету и отчеты совета палаты и ревкомиссии, регламент собрания (конференции) адвокатов и др.
  1. Коллегиальный исполнительный орган — совет палаты (в количестве 15 человек, каждые 2 года состав обновляется на треть):
  • избирает из своего состава президента палаты на 4 года, по его представлению — вице-президентов сроком на 2 года, определяет их полномочия;
  • определяет процедуру избрания делегатов на конференцию;
  • создает при необходимости юрконсультации и направляет адвокатов для работы;
  • рассматривает жалобы на адвокатов и др.
  1. Президент палаты. В основном принимает кадровые решения и осуществляет представительские функции. 

Кроме того, ст. 32, 33 закона № 63-ФЗ предусматривают создание ревизионной и квалификационной комиссий, наделенных специальными полномочиями, характерными для органов такого рода (см. статью «Квалификационный экзамен на статус адвоката»). 

На основании чего действуют адвокатская палата субъекта РФ и адвокаты 

Учредительным документом адвокатской палаты является устав. Ст. 29 закона № 63-ФЗ предусматривает, что адвокатская палата субъекта РФ действует на основании общих положений об организациях данного вида. Следовательно, возможность определять в уставе наименования органов палаты, порядок их образования и полномочия в целом законом не предусмотрена.

Из подп. 1 п. 1 ст. 31 закона № 63-ФЗ вытекает, что совет палаты наделен правом устанавливать полномочия ее президента и вице-президентов. Это не означает делегирования прав или обязанностей президенту сверх объема, перечисленного в п. 7 ст. 31 закона № 63-ФЗ. Совет может устанавливать, например, порядок временного замещения президента в случае его отсутствия вице-президентом.

Адвокаты руководствуются в своей работе законом № 63, Кодексом профессиональной этики адвоката (КПЭА, принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003), процессуальным законодательством. Палата в целом не руководит работой адвоката, ее органы не вправе вступать в конкретные правоотношения по оказанию юрпомощи. Однако адвокаты обязаны выполнять организационные предписания палаты, касающиеся оказания бесплатной юрпомощи, повышения квалификации и некоторых других оргвопросов.

Палата действует на началах самостоятельности. Так, адвокаты не могут обжаловать решения органов адвокатской палаты в ФПА. Для этого они обращаются в суд. 

Структура ФПА 

В структуре ФПА законом выделяются:

  • Высший орган — Всероссийский съезд адвокатов (далее — съезд), который собирается 1 раз в 2 года или чаще. Каждая региональная палата имеет на нем 1 голос. Съезд формирует совет ФПА, устанавливает размер отчислений в ФПА, утверждает основные документы: устав ФПА и Кодекс профессиональной этики адвоката, стандарты работы (ст. 36 закона № 63-ФЗ).
  • Совет ФПА в количестве не более 30 членов, который 1 раз в 2 года обновляется на треть. Его заседания проводятся 1 раз в 3 месяца или чаще.
  • Президент ФПА, избираемый из числа членов совета сроком на 4 года, вице-президенты.
  • Комиссия по этике и стандартам (далее — комиссия).
  • Ревизионная комиссия (ст. 27 устава ФПА). 

Регламент комиссии (далее — регламент) утвержден решением совета ФПА РФ от 17.09.2015 (протокол № 2), следовательно, инициатива по ее образованию в качестве органа ФПА принадлежит адвокатскому сообществу. Законом комиссии придан высокий статус и авторитет. 

Комиссия по этике и стандартам — новый орган ФПА 

Особенности образования комиссии 

Законом «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 160-ФЗ (далее — закон № 160-ФЗ) в закон № 63-ФЗ введена ст. 37.1, предусматривающая образование нового органа ФПА — комиссии по этике и стандартам. В ее состав входят:

  • 10 представителей адвокатского сообщества (включая председателя ФПА);
  • 2 представителя Минюста;
  • 4 представителя Федерального собрания (по 2 от Госдумы и Совфеда). 

Участие представителей государства обусловлено публично-правовым характером адвокатуры. Нормы ст. 37.1 закона № 63-ФЗ имеют довольно общий характер, детально порядок образования и работы комиссии регулируется регламентом. Так, в соответствии со ст. 3 регламента избрание членов комиссии относится к компетенции съезда. В комиссии, кроме председателя, которым является президент ФПА по должности, избираются 2 его заместителя и ответственный секретарь.

Из ст. 4 регламента, устанавливающей кворум 2/3 и принятие решений простым большинством, вытекает, что принятие решений представителями государства против голосов выдвиженцев адвокатского сообщества маловероятно.

Основные полномочия комиссии сводятся к стандартизации работы адвокатов и дисциплинарной практики региональных палат.

Разработка направления унификации адвокатской практики и высокий статус комиссии послужили для Минфина аргументами для выдвинутого им предложения о введении адвокатской монополии. 

Стандартизация и унификация — задачи комиссии 

Стандартизация сферы услуг — глобальная тенденция. В отношении адвокатуры на международном уровне приняты Основные положения о роли адвокатов (VIII Конгресс ООН, 1990), Деонтологический кодекс (Кодекс правил осуществления адвокатской деятельности) адвокатов Европейского сообщества (1988), ряд других документов. В каждом государстве выработка правил осуществляется с учетом национальной специфики.

Согласно ст. 37.1 закона № 63-ФЗ комиссия призвана разрабатывать стандарты адвокатской профессии, которые подлежат утверждению съездом. Однако ограничения на разработку проектов документов иными лицами законом не установлены. Так, до принятия в окончательном виде Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном производстве (принят 20.04.2017) были разработаны и приведены к консенсусу несколько проектов документа, представленных разными лицами (один из них был разработан комиссией).

Стандартизация адвокатской работы призвана повысить качество работы адвокатов. Кроме того, наличие стандартов сможет существенно помочь при рассмотрении дисциплинарных дел, поскольку будут установлены общие подходы к действиям адвоката на разных этапах процесса.

Обобщение практики применения стандартов и дисциплинарной практики, а также дача разъяснений по ним и по применению Кодекса профессиональной деятельности адвоката входят в задачи комиссии (ст. 7, 8, 9 регламента). 

Создание вертикали власти в адвокатском сообществе 

Исполнительные органы региональных палат образуются конференциями (ст. 30 закона № 63-ФЗ) и не подотчетны в своей деятельности ФПА.

Законом № 160-ФЗ были введены меры, которые, по сути, регулируют деятельность адвоката, которая декларируется как независимая в ст. 2 закона № 63-ФЗ. Другим важным направлением стало введение контроля за деятельностью региональных палат. Законом установлены способы воздействия ФПА на региональные палаты (пп. 4.1–4.3 ст. 31 закона № 63-ФЗ) в случаях:

  • неисполнения требований закона № 63-ФЗ, решений съезда или совета ФПА;
  • неуплаты более 6 мес. отчислений на нужды ФПА.

 

В любой из приведенных ситуаций ФПА действует в соответствии с установленной законом процедурой: выносит предписание об устранении нарушения, а в случае неустранения в течение двух месяцев отменяет незаконное решение и (или) созывает внеочередную конференцию адвокатов для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий совета. Одновременно с созывом конференции может быть принято решение о приостановке полномочий совета и президента палаты.

 

***

 

Итак, в региональной адвокатской палате выделяются высший (представительный) орган и коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый президентом. Кроме того, образуются ревизионный орган и квалификационная комиссия. Региональные палаты образуют Федеральную палату адвокатов, структура которой сходная. Отличие состоит в отсутствии квалификационной комиссии и наличии комиссии по этике и стандартам — нового органа, призванного вырабатывать общие рекомендации для адвокатов. ФПА имеет контрольные полномочия по отношению к региональным палатам.