Субъектный состав договора на платное лечение

Требования к лицензированию медучреждений

Перечень утвержденных Правительством РФ платных медицинских услуг

Уведомление пациента о возможности предоставления бесплатного лечения

Иные способы уведомления граждан о возможности предоставления бесплатного лечения

О чем еще нужно проинформировать пациента

Что делать, если медучреждение навязывает платные услуги

Приказы органов исполнительной власти о правилах оказания медуслуг

Качество лечения

Соотношение законодательства в области платной медицины и закона «О защите прав потребителей»

Субъектный состав договора на платное лечение 

Платные медицинские услуги постановление Правительства № 1006 дозволяет оказывать только на основании заключенного письменного договора. В качестве такового может выступать и страховой договор (абз. 2 п. 2 правил № 1006). Подробнее об особенностях заключения договора на лечение рассказывается в статье: Форма договора на оказание платных медицинских услуг.

Следует помнить, что действие правил № 1006 распространяется не только на отношения клиник непосредственно с пациентами. Заказчиком может выступать и юридическое лицо. Например, работодатель пациента (абз. 4 п. 2 постановления № 1006).

Законы РФ о платной медицине устанавливают, что исполнителем может являться только лицензированное на оказание врачебной помощи юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель (абз. 5 п. 2 правил № 1006 и п. 11 ст. 2 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, далее — закон об охране здоровья). В уставе организации также обязательно должно быть указание на то, что основным видом ее деятельности являются медуслуги. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что в соответствии с п. 19 правил № 1006 составление сметы является обязательным только по требованию пациента либо иного заказчика, рекомендуем организации составлять смету к каждому договору на оказание медпомощи. Так будет легче доказать факт оказания услуг и их состав в случае возникновения спора. 

Требования к лицензированию медучреждений 

Каждая клиника лицензируется по отдельным видам медицинских услуг, а не на оказание всех видов медпомощи в целом. Это следует из п. 3 положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее — постановление № 291). То есть если у медучреждения имеется лицензия только на стоматологию, она не имеет права оказывать услуги, например, по реаниматологии. 

ВАЖНО! Если после заключения договора выяснится, что лицензия у медучреждения отсутствует или не соответствует требованиям правил№ 1006 о платных медицинских услугах, необходимо учитывать, что Верховный суд России в своем постановлении от 23.06.2015 № 25 разъяснил: по общему правилу заключение договора на врачебное вмешательство без наличия соответствующей лицензии у исполнителя не означает, что сам договор недействителен. 

Так что при подаче искового заявления нет смысла требовать признания договора недействительным. Вместо этого следует в одностороннем порядке отказаться от договора и требовать возмещения причиненных убытков по ст. 450.1 ГК РФ. 

Перечень утвержденных Правительством РФ платных медицинских услуг 

В п. 3 положения, утвержденного постановлением № 1006, указано, что учреждения оказывают медпомощь только на основании перечня работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность. Полный список таких работ и услуг содержится в постановлении № 291. Каждая клиника может выбирать свою специализацию только исходя из представленных в этом перечне наименований.

Всем медучреждениям, включая частные организации, запрещено брать деньги за помощь, оказываемую в экстренной форме (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 35 закона об охране здоровья). Экстренная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях и состояниях, представляющих угрозу жизни человека (п. 1 ч. 4 ст. 32 закона об охране здоровья). В противном случае организация будет привлечена к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП (постановление 13-го арбитражного апелляционного суда от 25.05.2017 № А21-315/2017).

Если больной не хочет соблюдать предусмотренный порядок оказания медицинской помощи, например обращается в стационар без направления лечащего врача, то ничто не препятствует учреждению предложить ему соответствующую медпомощь на платной основе. 

Уведомление пациента о возможности предоставления бесплатного лечения 

В п. 6 постановления № 1006 указано, что любое врачебное заведение обязано в доступной форме довести до каждого обратившегося за помощью гражданина информацию о том, что он может получить лечение бесплатно в соответствии с государственной и территориальной программами бесплатного лечения.

Поскольку определение доступной формы данного уведомления ни один закон о предоставлении платных медицинских услуг не содержит, непонятно, достаточно ли будет предупредить пациента о такой возможности в устной форме. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать негативных результатов проверок со стороны госорганов, возможно включить информацию об условиях получения бесплатной медпомощи в сам договор с пациентом. В таком случае факт исполнения клиникой данной обязанности будет стопроцентно доказан, ведь пациент поставил в договоре свою подпись. 

Иные способы уведомления граждан о возможности предоставления бесплатного лечения 

Постановление № 1006 не содержит требований о письменном уведомлении получателя услуг о возможности бесплатного лечения, поэтому включать такой пункт в договор об оказании медуслуг необязательно. Можно, например:

  • Составить специальное приложение к договору, содержащее информацию о бесплатном лечении.
  • Взять с больного расписку о том, что он должным образом проинформирован о соответствующей госпрограмме. В самой расписке следует указать реквизиты конкретной госпрограммы, чтобы в случае спора суд не сомневался в доступности разъяснения пациенту его прав.
  • Предупредить пациента устно. Необходимо заранее озаботиться доказательствами доведения до него информации о бесплатном лечении (например, посредством аудио- или видеозаписи). 

Не следует путать данное уведомление с информированным добровольным согласием гражданина на медицинское вмешательство. В отношении добровольного согласия закон прямо указывает, что оно обязательно должно быть подписано пациентом (или его законным представителем), а также лечащим врачом (ст. 20 закона об охране здоровья). 

О чем еще нужно проинформировать пациента 

В соответствии с п. 11 положения, утвержденного постановлением № 1006, исполнитель обязан разместить на своем сайте и на информационных стендах, расположенных в помещении организации, следующие сведения:

  • наименование юрлица или Ф. И. О. индивидуального предпринимателя;
  • официальный адрес местонахождения медучреждения с данными из ЕГРЮЛ;
  • сведения о лицензии, перечень платных медуслуг с указанием их стоимости;
  • сведения о государственных программах бесплатного лечения;
  • информацию о профессиональной подготовке лечащего врача и иных сотрудников (например, ассистентов врача);
  • график работы клиники, контактные данные контролирующих органов. 

В соответствии с п. 12 правил № 1006 информация, размещенная на информационных стендах, должна быть доступна всем посетителям в течение всего рабочего дня. Информационные стенды располагаются таким образом, чтобы можно было беспрепятственно ознакомиться с размещенной на них информацией.

Кроме того, при наличии требования со стороны заказчика исполнитель обязан представить:

  • копию учредительных документов либо копию свидетельства о госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • копию лицензии и перечень медуслуг, оказываемых клиникой в соответствии с лицензией. 

При несоблюдении данных требований организация может быть привлечена к ответственности по ст. 14.5 и 14.8 КоАП РФ.

Следует внимательно отнестись к соблюдению данных требований, поскольку их систематическое нарушение может привести к прекращению медицинской деятельности организации (решение Каменского районного суда от 05.12.2016 № 2-166/2017). 

Что делать, если медучреждение навязывает платные услуги 

Если пациент считает, что в нарушение правил № 1006 платные услуги ему навязываются, следует в письменном виде обратиться к руководству медорганизации для получения информации об условиях предоставления бесплатной врачебной помощи. Необходимо определить, входит ли требуемая медуслуга в программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (разд. I–III Программы государственных гарантий бесплатного…, утв. постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403).

При наличии обоснованных сомнений в законности действий медорганизации рекомендуется обратиться в Роспотребнадзор и в организацию медицинского страхования, потребовав проведения медико-экономической экспертизы (подп. «в» п. 14 приказа ФОМС от 01.12.2010 № 230, п. 26 приказа Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764). Дополнительно следует подать жалобу в Прокуратуру РФ с целью проведения ею проверки и привлечения медорганизации к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.

Нарушение прав пациента — основание для обращения в суд за возмещением расходов и вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскания неустойки и судебных расходов. Вышеуказанные обращения пациента и ответы на них станут доказательствами, подтверждающими нарушение прав потребителя. Кроме того, они дополнительно будут свидетельствовать о добросовестности действий истца, который предпринял все возможные меры для разрешения ситуации, прежде чем обратиться в суд.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В суде пациент имеет право требовать одновременно возмещения расходов (например, на повторное лечение), возмещения вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскания неустойки и судебных расходов. 

Более подробно о случаях навязывания услуги исполнителем — в статье Навязывание услуги по Закону о защите прав потребителей

Приказы органов исполнительной власти о правилах оказания медуслуг 

Цены на платные услуги частная медорганизация может устанавливать произвольно. Однако если учреждение является государственным, то оно может оказывать платные услуги только в соответствии с тарифами учредившего его органа (п. 8 правил № 1006). Например, если клиника, больница или госпиталь подотчетны ФСИН РФ, то цены на платные услуги в таком учреждении устанавливаются соответствующим приказом ФСИН РФ о платных медицинских услугах (например, приказ «Об утверждении порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги» от 11.07.2013 № 401).

П. 9 правил № 1006 требует, чтобы все медучреждения соблюдали специальные порядки оказания медпомощи, которые устанавливает Минздрав РФ. Этими порядками подробно регулируется то, как именно должно быть организовано предоставление той или иной услуги. Например, в случае со стоматологической клиникой приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» от 07.12.2011 № 1496н устанавливается, кто может быть врачом-стоматологом, какие кабинеты и подразделения рекомендуется иметь в стоматологической клинике, какое оборудование должно содержаться в кабинетах и т. д.

Другими примерами специальных порядков оказания медуслуг являются:

  • Порядок оказания медицинской помощи по профилю «детская хирургия» (утв. приказом Минздрава России от 31.10.2012 № 562н).
  • Порядок оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты (утв. приказом Минздрава России от 25.10.2012 № 442н).
  • Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы (утв. приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 926н).

Качество лечения 

Законодательство в области платных медицинских услуг регламентирует качество оказания медпомощи. В соответствии с п. 27 постановления № 1006, если договор с пациентом не отражает требования к качеству лечения, то предоставляемые услуги должны соответствовать по качеству требованиям законодательства РФ. Так, Фонд обязательного медицинского страхования в приказе от 01.12.2010 № 230 установил порядок проверки качества лечения, предоставляемого по договорам добровольного медицинского страхования.

Кроме того, в ст. 64 закона об охране здоровья указано, что качество медуслуг может определяться на основании экспертизы. В случае судебного разбирательства проведение медицинской экспертизы также регламентируется ст. 82 АПК РФ и ст. 79 ГПК РФ.

Оказание медицинской помощи может быть признано судом некачественным, если оно произведено с нарушением медицинских технологий, что привело к ухудшению состояния здоровья пациента (определение Санкт-Петербургского городского суда от 03.07.2012 № 33-8259/2012).

В каждом конкретном споре суд индивидуально определяет, был ли достигнут положительный результат врачебного вмешательства. По устоявшемуся в судебной практике мнению услуга считается оказанной с надлежащим качеством, даже если ожидаемый потребителем результат не был достигнут, но врачи добросовестно предприняли все от них зависящее для улучшения состояния больного (определение Московского городского суда от 20.06.2012 по делу № 33-11398). 

Соотношение законодательства в области платной медицины и закона «О защите прав потребителей» 

Правоотношения между исполнителями и получателями медицинских услуг регулируются не только специализированными законами об оказании платных медицинских услуг, но и законодательством о защите прав потребителей. Это следует из положений ст. 39.1 закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I (далее — ЗоЗПП) и п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17.

Так, всем пациентам гарантируется право:

  • на качественное оказание услуг (п. 2 ст. 4 ЗоЗПП, п. 27 постановления № 1006);
  • получение достоверной информации о медучреждении (ст. 8 ЗоЗПП, п. 17 постановления № 1006);
  • отказ от предоставления услуг (ст. 32 ЗоЗПП, п. 22 постановления № 1006);
  • возмещение морального вреда (ст. 15 ЗоЗПП, п. 32 постановления № 1006);
  • безопасность услуги (ст. 7 ЗоЗПП).

В случае с врачебным вмешательством право на безопасность услуги имеет определенную особенность. В частности, в п. 15 постановления № 1006 изложено, что пациент должен следовать указаниям и рекомендациям докторов по ходу лечения. В противном случае медицинское вмешательство может негативно сказаться на его здоровье, за что клиника ответственность нести не должна (решение Норильского городского суда Красноярского края от 15.05.2017 № 2-1904/2016). 

Из вышеизложенного следует вывод, что в отношении такого вида возмездных услуг, как медицинские, законодательством РФ установлены специальные требования. Каждое медицинское учреждение обязано точно соблюдать условия выдачи ему лицензии, порядок доведения до пациентов информации, предоставления платной и бесплатной медицинской помощи, а также исполнять требования нормативных актов о качестве оказываемых услуг.