В каком случае проводится экспертиза товара ненадлежащего качества

Срок экспертизы товара ненадлежащего качества

Результаты проведения независимой экспертизы 

В каком случае проводится экспертиза товара ненадлежащего качества 

Покупатель может обратиться за удовлетворением требований, предусмотренных п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) от 07.02.1992 № 2300-I (о замене товара, снижении его цены, возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы и т. д.), если такие недостатки товара заранее не озвучивались продавцом и были обнаружены покупателем:

  • в течение срока гарантии или годности;
  • в разумный период в пределах 2 лет с момента продажи товара, если указанные выше сроки ответственности не установлены;
  • иные сроки, регламентированные ст. 19 ЗоЗПП. 

Продавец (изготовитель) товара не имеет права не принять у покупателя товар несоответствующего качества, даже если у последнего отсутствует документ, подтверждающий покупку: чек, квитанция и т. д. (п. 5 ст. 18 ЗоЗПП). В ситуациях, когда это необходимо, организуется проверка качества товара, в которой покупатель по желанию может принять участие.

Если по результатам проверки возникли разногласия по поводу причин появления недостатка в товаре, назначается экспертиза. В требовании об организации данной процедуры покупатель может указать свое намерение присутствовать при ее проведении и оставить свои контактные данные для уведомления о дате и адресе места проведения экспертизы.

В отличие от проверки качества, осуществляемой продавцом (изготовителем) своими силами с помощью технических устройств или средств, экспертиза должна проводиться компетентными специалистами независимой организации.

Проведение экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем), уполномоченным лицом или импортером. 

Срок экспертизы товара ненадлежащего качества 

Законодательством установлены конкретные временные периоды для удовлетворения требований покупателя в отношении товара несоответствующего качества. За счет проведения независимой экспертизы эти сроки увеличиваться не могут (п. 5 ст. 18 ЗоЗПП).

Заключение о причинах возникновения дефекта в товаре должно быть оформлено экспертами:

  • не позднее 45 дней с момента выставления покупателем требования о произведении ремонта товара, в т. ч. при наличии письменного соглашения сторон о сроках исправления недостатков (п. 1 ст. 20 ЗоЗПП);
  • не позднее 20 дней с даты выставления покупателем требования о замене товара (п. 1 ст. 21 ЗоЗПП);
  • не позднее 10 дней с момента предъявления покупателем требования о возврате уплаченных за товар денег (ст. 22 ЗоЗПП).

Результаты проведения независимой экспертизы 

По результатам проведения независимой экспертизы оформляется заключение.

Если будет установлено, что недостаток в товаре образовался в связи с обстоятельствами, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, все затраты на проведение самой процедуры, а также на хранение и транспортировку товара должны быть компенсированы продавцу (изготовителю) покупателем (абз. 4 п. 5 ст. 18 ЗоЗПП).

При несогласии с заключением экспертов покупатель может обратиться в суд с целью оспаривания результатов независимой экспертизы. Выбор судебной инстанции в данном случае должен производиться на основании положений ст. 17 ЗоЗПП.

Судебный орган, в свою очередь, может назначить проведение судебной экспертизы (ст. 79 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ).

Если продавец (изготовитель) отказывается от проведения экспертизы, покупатель может оплатить эту процедуру самостоятельно, предварительно уведомив об этом продавца (изготовителя). Если по результатам экспертного заключения будет видно, что недостаток в товаре образовался по вине продавца (изготовителя), покупатель может взыскать с него в суде также компенсацию расходов на экспертизу (п. 1 ст. 18 ЗоЗПП).

Если потребителю приходится обращаться в суд для удовлетворения своих законных требований, то согласно п. 6 ст. 13 ЗоЗПП суд имеет право взыскать с продавца в пользу покупателя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом покупателю. 

Итак, понятия «независимая экспертиза» и «проверка качества товара» не тождественны. Экспертиза причин появления дефектов товара, выявленных во время гарантийного срока или срока годности, оплачивается продавцом (изготовителем), и только в случае отсутствия его вины расходы на проведение процедуры должен компенсировать покупатель. Результаты независимой экспертизы могут быть оспорены в суде.