Кто занимается рассмотрением дел о нарушении антимонопольного законодательства

Регламент рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства комиссией ФАС

Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства в судебном порядке

Как обжаловать решение ФАС

Можно ли обжаловать акт проверки, предупреждения и предостережения ФАС

Кто занимается рассмотрением дел о нарушении антимонопольного законодательства

Госфункцию по инициированию и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ выполняет Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС) и ее территориальные органы (подп. 1 п. 1 ст. 23 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, пп. 1.1–1.2 Административного регламента ФАС…, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, далее — регламент № 339). Более подробно о полномочиях этой госструктуры рассказано в статье «Основные полномочия и функции ФАС».

Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, равно как и разрешение жалоб на постановления ФАС, включено в компетенцию арбитражных судов (п. 1 ст. 52 закона № 135-ФЗ).

Отметим, что субъект спорных правоотношений может сразу обратиться за разрешением спора и защитой своих прав в суд, минуя ФАС. Соответственно, если участник спорных правоотношений сделал это, предварительно не подав заявления в ФАС, суд не правомочен оставить такой иск без рассмотрения. Если же лицо направило аналогичные иски и в суд, и в ФАС, суду надлежит отложить разбирательство до вынесения решения ФАС (п. 20 постановления пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30).

Однако и ФАС также имеет полномочия обратиться в арбитражный суд с целью оспаривания противоречащих законодательству нормативных и ненормативных актов госвласти, Центробанка РФ и т. д. (пп. 5.1–6 ст. 23 закона № 135-ФЗ). Содержащийся в ст. 23 закона № 135-ФЗ список оснований для обращения ФАС в арбитражный суд не является исчерпывающим (п. 20 информационного письма президиума ВАС РФ от 30.03.1998 № 32). 

Регламент рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства комиссией ФАС

Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства производится комиссией ФАС (п. 3.88 регламента № 339).

Этапы рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (п. 4 ст. 45 закона № 135-ФЗ, п. 3.98 регламента № 339) следующие:

  • заслушивание участников дела;
  • заслушивание, обсуждение, удовлетворение / отказ в удовлетворении ходатайств;
  • исследование и оценка доказательств;
  • заслушивание и оценка экспертных заключений;
  • заслушивание свидетелей;
  • установление фактов нарушений и определение пределов нанесенного нарушителем ущерба.

Также при наличии оснований в заседании комиссии могут объявляться перерывы (ст. 46 закона № 135-ФЗ), рассмотрение дела может быть отложено или приостановлено (ст. 47 закона № 135-ФЗ).

Заседание комиссии проводится в открытом режиме. Исключение — процессы, в ходе которых могут быть озвучены сведения, составляющие охраняемую законом тайну (п. 3.1 закона № 135-ФЗ, п. 3.141 регламента № 339).

Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства должно быть произведено по месту осуществления такого правонарушения либо месту нахождения хозсубъекта, в отношении которого были направлены соответствующие материалы, т. е. ответчика (см. п. 3 ст. 39 закона № 135-ФЗ, п. 1.3 Правил передачи…, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244, далее — правила № 244). Рассмотрение же дел самой ФАС (а не ее территориальными органами) производится без такой привязки. Передача документации между органами ФАС осуществляется в соответствии с правилами № 244.

Комиссия правомочна принять решение о рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства посредством применения видеоконференц-связи (п. 2.1 ст. 45 закона № 135-ФЗ, п. 3.140 регламента № 339). 

Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства в судебном порядке

Как указывалось выше, субъект спорных правоотношений правомочен самостоятельно выбирать порядок разрешения спора: судебный или административный. При этом законодателем не регламентированы специальные правила, которые помогли бы хозсубъекту определить, в какой орган, ФАС или арбитражный суд, ему рациональнее обратиться в данном конкретном случае.

Самая частая причина обращения в суд с целью разрешения спора в сфере антимонопольного законодательства — обжалование актов или действий ФАС. При этом надлежит учесть, что:

  • при разрешении судебным органом дел, связанных с нарушением ч. 1 или 2 ст. 15 закона № 135-ФЗ, органы ФАС обязаны представить доказательства факта недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на определенном товарном рынке (п. 11 Обзора по вопросам судебной практики…, утвержденного президиумом ВС РФ от 16.03.2016, далее — обзор от 16.03.2016);
  • получении арбитражным судом в процессе рассмотрения дела об оспаривании акта ФАС информации о том, что судом было принято заявление ФАС, содержащее требования, связанные с исполнением предписаний указанного акта антимонопольного органа, приостановлению подлежит дело, возбужденное по заявлению антимонопольного органа (п. 24 постановления № 30). 

Как обжаловать решение ФАС

Решения и предписания ФАС могут быть обжалованы исключительно в арбитражном суде (п. 4 обзора от 16.03.2016).

При этом:

  • Обжалование решения или предписания ФАС в суде должно быть произведено в течение 3 месяцев с момента вынесения такого решения или направления предписания (п. 1 ст. 52 закона № 135-ФЗ, п. 27 постановления № 30).
  • Требование о признании недействительным решения ФАС и выданного на его основе предписания надлежит рассматривать как единое требование. Соответственно, и госпошлина уплачивается 1 раз (п. 1 информационного письма № 32).

Решение или предписание ФАС не может признаваться недействительным только в силу того, что спорные правоотношения были квалифицированы как гражданско-правовые (п. 1 постановления № 30). При этом, прекращая нарушение антимонопольного законодательства и привлекая нарушителей к ответственности, ФАС не может разрешать и споры гражданско-правового характера между хозяйствующими субъектами. Например, выносить постановления о выплате контрагенту долга или компенсации убытков и т. д. (см. п. 5 постановления № 30).

Не может быть обжаловано решение комиссии ФАС в части обращения данного органа с иском в суд (п. 22 постановления № 30).

Предписания ФАС должны быть обжалованы в суде до истечения срока их исполнения и/или применения мер ответственности в рамках КоАП РФ за игнорирование такого предписания (например, постановление президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 12405/11).

Можно ли обжаловать акт проверки, предупреждения и предостережения ФАС

Помимо решений и предписаний, ФАС правомочна издавать и такие акты, как предупреждение (п. 3.2 ст. 23 закона № 135-ФЗ) и предостережение (п. 4.1 ст. 23 закона № 135-ФЗ). При этом предупреждения, будучи признанными ненормативными правовыми актами уполномоченного госоргана, могут быть обжалованы в судебном порядке (например, постановление президиума ВАС РФ от 15.04.2014 № 18403/13).

Предостережение, вынесенное ФАС, также признается судами ненормативным правовым актом, т. к. отвечает всем его признакам, регламентированным п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в частности:

  • принято органом, осуществляющим публичные полномочия;
  • принято в отношении хозсубъекта;
  • включает властное предписание, возлагающее на такой хозсубъект определенные обязанности и тем самым оказывающее влияние на его права в сфере предпринимательской деятельности. 

Следовательно, оно также может обжаловаться в арбитражном суде (п. 3 обзора от 16.03.2016).

Акт проверки, составленный ФАС, не подлежит обжалованию в судебном порядке (п. 1 обзора от 16.03.2016). Это связано с тем, что данный документ не порождает прав и обязанностей хозсубъекта, а служит только для фиксации факта выявления правонарушений антимонопольного законодательства или их отсутствия. 

Итак, дела о нарушениях в сфере законодательства о защите конкуренции могут быть разрешены в досудебном порядке (разрешением спора занимается ФАС и ее территориальные органы).

Тем не менее рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства может быть передано и в арбитражный суд — как для обжалования постановления ФАС, так и изначально, без предварительного обращения в ФАС. При этом обжалованию в судебном порядке, помимо решений, подлежат также предупреждения и предостережения ФАС, а вот акт проверки в суде оспорен быть не может.