Понятие, формы и методы недобросовестной конкуренции

Что не относится к недобросовестной конкуренции: примеры

Понятие, формы и методы недобросовестной конкуренции

Определение понятия недобросовестной конкуренции дается в ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон 135-ФЗ). Это недобросовестные действия, совершаемые экономическими субъектами для получения ими каких-либо преимуществ на рынке.

Закон 135-ФЗ прямо запрещает совершать подобные действия.

Законодатель, отменив ранее действовавшую ст. 14 закона 135-ФЗ, федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ ввел целую главу 2.1. Ее статьи налагают запрет на конкретные действия, которые могут совершать недобросовестные конкуренты, то есть на определенные формы недобросовестной конкуренции.

Что касается видов недобросовестной конкуренции, то это понятие зачастую используется как синоним понятия «формы недобросовестной конкуренции». То, в чём недобросовестная конкуренция выражается, есть ее форма, а как она проявляется — методы.

Согласно главе 2.1 закона 135-ФЗ недобросовестная конкуренция выражается (проявляется) в:

  • дискредитации конкурентов;
  • введении потребителей в заблуждение в отношении качества товара и т. п.;
  • незаконном получении или разглашении коммерческой тайны и т. д.

Приведенный в законе список форм (методов) не исчерпывающий. Список запрещенных форм конкуренции, которые признаются недобросовестными, содержит специальное законодательство (например, ст. 20 ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года…» от 07.06.2013 № 108-ФЗ). 

Что не относится к недобросовестной конкуренции: примеры

Некоторые виды конкуренции признаются недобросовестными лишь в отдельных случаях. Рассмотрим примеры:

  • В случае копирования товарного знака нового товара с товара, уже находящегося в обороте, вывод о сходстве делается на основе восприятия не отдельных элементов, а знака в целом (постановление президиума ВАС РФ от 18.07.2006 № 2979/06). Например, решение суда по интеллектуальным правам от 27.02.2015 по делу № СИП-951/2014: суд отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку как одно из оснований для отказа слово «Престижитатор» не содержит в себе полного фонетического вхождения слова «Престиж». Это 2 разных слова и по смыслу, и по строению, и по произношению; смешения товарных знаков не происходит.
  • В случае дискредитации (иначе — распространения ложных, неточных или искаженных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента), согласно постановлению пленума Верховного суда РФ «О судебной практике…» от 24.02.2005 № 3, следует различать факты, которые можно проверить, и оценочные суждения (мнение) автора публикации, которые предметом судебной защиты не являются.

Например, мнение журналиста, написавшего статью с негативной оценкой (критикой, перечислением недостатков) деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта, может считаться выражением субъективного мнения автора. При этом оценочные суждения автора публикации на достоверность не проверяются и не расцениваются как порочащие честь и достоинство «оскорбленного» (апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 13.01.2016 по делу № 33-601/2016).

Таким образом, грань между запрещенными и допустимыми действиями конкурентов довольно тонка, однако судебная практика по некоторым видам споров о недобросовестной конкуренции уже сложилась. 

Ключевым моментом в недобросовестной конкуренции является неправомерность (незаконность) совершения организациями и предпринимателями действий, направленных на получение преимуществ и приводящих к убыткам конкурентов.

В главе 2.1 закона 135-ФЗ дается перечень методов (форм) недобросовестной конкуренции, на которые накладывается запрет. Перечень этот открытый.