Понятие государственного контроля

Задачи и основания контроля за экономической концентрацией

Предварительный контроль

Последующий контроль

Понятие государственного контроля

Понятие экономической концентрации содержится в ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ и подразумевает определенные сделки или деяния со стороны хозяйствующих субъектов (компаний, предприятий), оказывающие существенное влияние на состояние конкуренции.

В результате экономической концентрации происходит увеличение и разрастание компаний, увеличение капиталов и денежных средств, что, в свою очередь, может повлечь усиление преобладания и влияния на рынке некоторых товаров и услуг.

Основными методами предупреждения увеличения власти (доминирования) на рынке являются:

  • контрольза экономической концентрацией;
  • проведение специальных административных или уголовных расследований;
  • рассмотрение административных, уголовных или гражданских дел в области нарушения антимонопольного законодательства;
  • применение ответственности к лицам, признанным виновными в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке.

Учреждением, уполномоченным на контроль за экономической концентрацией от имени РФ, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Гл. 7 закона № 135-ФЗ регулирует процедуру осуществления контроля, то есть указывает на то, какие виды сделок и когда необходимо согласовывать, а какие нет.

Основной целью контроля является:

  1. Предупреждение появления на рынке определенных контрактов, заключение которых может повлечь за собой злоупотребление доминирующим положением.
  2. Недопущение возникновения у компании доминирующего положения.
  3. Пресечение таких деяний с наложением на нарушителей определенной ответственности.

Задачи и основания контроля за экономической концентрацией

Основной задачей государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемого антимонопольным органом, является недопущение формирования, появления или усиления доминирующего положения какого-либо предприятия на современном рынке, которое может привести к увеличению или вовсе устранению конкуренции.

За некоторыми видами сделок осуществляется контроль с целью определить, не были ли нарушены требования законодательства, защищающие конкуренцию и ограничивающие монополистическую деятельность

Подробнее об основаниях контроля за экономической концентрацией рассказывается в ст. 27–29 закона № 135. Наиболее важные из них:

  1. Реорганизация компаний:
    • если размер активов организаций при присоединении или слиянии свыше 7 млрд руб.;
    • если сумма прибыли организаций за календарный год при присоединении превышает 10 млрд руб.;
    • если при слиянии финансовых организаций сумма их активов выше, чем указанная в постановлении Правительства РФ от 18.10.2014 № 1072.
  2. Сделки с долями и акциями в ООО и АО соответственно, влекущие для одного покупателя (или группы лиц) серьезное увеличение доли в уставном капитале ООО и, соответственно, появление контрольного пакета акций в АО (подробнее – в ст. 28 закона № 135).
  3. Создание организаций:
    • если сумма активов учредителей, чьи основные средства или непроизводственные активы вошли в уставный капитал, свыше 7 млрд руб.;
    • если общая прибыль учредителей, внесших любое имущество в уставный капитал, за год свыше 10 млрд руб.;
    • если учредителями являются финансовые организации, чьи активы стоят больше, чем установлено в постановлении № 1072.

Иные условия совершения следок с долями прописаны в вышеуказанных статьях.

Предварительный контроль

Антимонопольный орган уполномочен осуществлять несколько видов контроля:

  1. Предварительный, то есть еще до совершения сделки.
  2. Последующий, то есть тот, который реализуется уже после того, как была совершена сделка или действие.

Предварительный контроль исполняется по ходатайству заинтересованного лица с представлением определенного пакета бумаг (ст. 32 закона № 135-ФЗ).

После поступления надлежащего пакета документов антимонопольный орган проверяет их достоверность в течение 10 дней. При несоответствии бумаг требуемому списку ФАС уведомляет об этом заявителя.

Срок, отведенный уполномоченному ведомству на принятие решения о согласии на контролируемую сделку, составляет 30 дней с даты поступления соответствующего заявления (ст. 33 закона № 135-ФЗ).

Результатом рассмотрения документов может стать решение:

  • об удовлетворении ходатайства;
  • удовлетворении с одновременной выдачей предписания об обеспечении конкуренции;
  • продлении срока рассмотрения заявления;
  • отказе.

Предварительное получение согласия на подлежащую контролю сделку — общее правило, исключением из которого являются ситуации, когда допустимо последующее уведомление ФАС и, соответственно, последующий контроль.

Последующий контроль

Последующий контроль применяется в отношении группы лиц, понятие которой дано в п. 1 ч. 1 ст. 9 закона № 135.

По условиям ст. 31 закона № 135-ФЗ последующее уведомление допустимо при совпадении следующих условий:

  1. Сделка совершается группой лиц.
  2. Список лиц, входящих в такую группу, по утвержденной ФАС форме был представлен в антимонопольный орган не позднее чем за 1 месяц до осуществления действий или совершения сделок.
  3. Список лиц, представленный в ведомство, на момент совершения сделки остался неизменным.

П. 3 указанной статьи регламентирует срок, в течение которого лица, заинтересованные в определенной сделке, обязаны уведомить ФАС, — 45 дней после даты ее совершения.

Одновременно с уведомлением необходимо подать пакет бумаг, указанных в ч. 5 ст. 32 закона № 135-ФЗ.

После рассмотрения уведомления ФАС может оформить предписание о необходимости осуществления действий, направленных на обеспечение стабильности конкуренции (в том случае, если проверяемая сделка может привести к ее ограничению или возникновению господствующего положения). 

Таким образом, для участников гражданского оборота государственный контроль за экономической концентрацией означает необходимость просить согласия ФАС России на сделку либо уведомлять ФАС о совершении данной сделки.

К сделкам, подлежащим контролю за экономической концентрацией, относятся создание и реорганизация юридических лиц, приобретение долей в уставном капитале / акций, при которых объединяется крупный капитал и/или возникает преимущество во влиянии участника ООО / акционера.