Антимонопольная политика РФ

Монополия и развитие конкуренции

Современная антимонопольная политика: сущность, виды

Инструменты антимонопольного регулирования

Антимонопольная политика РФ

Антимонопольная политика — это целый комплекс административных, экономических, законодательных мер, направленных на обеспечение эффективности функционирования конкурентоспособного рынка, а также оптимизацию рыночной структуры и ограничение власти монополий.

Основная цель антимонопольной политики — недопущение ограничения конкуренции, а также пресечение монополистической деятельности компаний.

Среди основных мер, осуществляемых в рамках государственной антимонопольной политики, принято выделять следующие:

  1. Прямое регулирование цен. Например, государство обладает правом установления цен или их предельных уровней на следующие виды товаров и услуг:
    • газ;
    • электроэнергию;
    • железнодорожные перевозки;
    • транспортировку нефти;
    • коммунальные услуги;
    • иные виды товаров.

    Как правило, цены на указанные категории товаров определяются на федеральном или региональном уровне.

  2. Установление степени эффективности использования материальных, денежных и трудовых ресурсов для производителей, контролирующих более 35% рынка.
  3. Недопущение создания и формирования новых монополий. Антимонопольный орган контролирует слияние крупных компаний, пресекает возможность ограничения конкуренции.
  4. Контроль с целью недопущения ограничения конкуренции со стороны местных властей.

Подробнее цели и направления антимонопольной политики в РФ изложены в «Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 годов», утвержденной президиумом ФАС России 03.07.2013.

Монополия и развитие конкуренции

Монополизацией власти принято считать действия определенной компании, позволяющие ей:

  1. Оказывать существенное влияние на формирование конкуренции.
  2. Ограничивать или вовсе не допускать на современный рынок другие хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, компании).

Основные признаки происходящей монополизации:

  1. Ограничение конкуренции.
  2. Дискриминация или устранение конечных потребителей.
  3. Искусственное завышение цен и стоимости отпускаемых товаров.
  4. Уменьшение количества выпускаемой продукции.

Иными словами, под содержанием монополии можно понимать экономическую власть поставщика (производителя).

Абсолютной противоположностью монополизму является конкуренция.

Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни одно предприятие, ни один изготовитель, поставщик не имеет абсолютной власти над условиями продажи (сбыта) определенных товаров. При этом каждый из таких производителей заинтересован в улучшении качества выпускаемой продукции, технологии изготовления, обновлении ассортимента и снижении при этом убытков и издержек.

Существует несколько понятий конкуренции, основные из которых можно сформулировать следующим образом. Это:

  1. Способ, при помощи которого осуществляется добыча новых знаний и умений.
  2. Особая форма, организация взаимодействия между субъектами, позволяющая значительно экономить существующие ресурсы.
  3. Общественная форма, выражающаяся в соперничестве, направленном на достижение определенных экономических показателей.

Современная антимонопольная политика: сущность, виды

Есть 2 вида государственной антимонопольной политики:

  1. Политика в отношении естественных монополий.
  2. Антимонопольная политика по отношению к искусственным монополиям.

В современной экономике принято считать, что эффективность можно обеспечить путем создания конкурентоспособного рынка. Однако в некоторых сферах это невозможно или неэффективно. В таких случаях речь идет о естественных монополиях, когда всего 1 предприятие имеет возможность обеспечить товарами весь рынок, имея при этом самые низкие затраты по сравнению с теми, которые могли бы быть у конкурентов. Это может быть крупная компания на широком рынке и небольшая, если рынок узок (например, оказывающая услуги по подаче вагонов по ж/д ветке необщего пользования для соседних с этой веткой предприятий).

Зачастую такую монопольную организацию отличают технологические особенности или наличие сетевых структур, таких как:

  • линии электропередач;
  • трубопроводы;
  • системы водоснабжения;
  • железнодорожные пути.

Антимонопольная политика в отношении таких предприятий заключается:

  1. В установлении уровня цен.
  2. Регулировке объемов производства.
  3. Регулировании, а при необходимости смене формы собственности.

Под искусственной монополией принято понимать компанию или группу компаний, которые объединяются с целью подавления других предприятий в этой же сфере и получения большой прибыли.

Политика в отношении искусственных монополий следующая:

  1. Противодействие их формированию.
  2. Разрушение уже сложившихся компаний путем запрета слияния крупных фирм, принудительное раздробление на несколько независимых предприятий. 

Инструменты антимонопольного регулирования

Задачи антимонопольной политики РФ делятся на 2 блока:

  1. Формирование, а также способствование развитию конкурентоспособного рынка, создание равных условий для работы всех предприятий.
  2. Ограничение власти, а также пресечение работы уже сложившихся монополий.

Существует несколько инструментов антимонопольного регулирования для полноценного исполнения поставленных задач:

  1. Прямые (административные), к которым можно отнести различные меры, такие как:
    • издание соответствующих законодательных актов;
    • установление запретов (например, на покупку (продажу) товара в другом месте у другого поставщика);
    • применение мер ответственности и наложение санкций за выявленные нарушения;
    • использование особого режима налогообложения монополиста.
  2. Косвенные, то есть такие, при которых:
    • устанавливаются допустимые уровни минимальных и максимальных цен и размеры возможной прибыли (рентабельности);
    • осуществляются выплаты различных дотаций из бюджета;
    • принимаются меры по поддержанию конкуренции;
    • производится разукрупнение предприятия, то есть его разделение на более мелкие фирмы.

Антимонопольная политика — это целый комплект мероприятий, осуществляемых государством. Основной целью государственной антимонопольной политики является недопущение ограничение конкуренции и создания монополий.