ФАС РФ, с целью создания единообразной практики применения антимонопольными органами законодательства в случаях нарушения порядка ценообразования, объяснил особенности применения мер административной ответственности, предусмотренных статьями 9.21, 14.6 и 14.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ (разъяснение Президиума ФАС РФ от 29.08.2017 № 10). Ведомство, исходя из нормативных правовых актов, а также сложившейся судебной практики, дало следующее юридическое определение «порядка ценообразования»: «формирование и/или расчёт и/или установление и/или применение цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги». 

Для справки:

Ст. 9.21 КоАП РФ устанавливает административную ответственность субъекта естественной монополии за нарушение правил доступа или порядка подключения к:

  • магистральным нефтепроводам,
  • электрическим сетям,
  • тепловым сетям,
  • газораспределительным сетям,
  • централизованным системам горячего и холодного водоснабжения,

либо административную ответственность за нарушение собственником (владельцем) объекта электросетевого хозяйства или водопроводных или канализационных сетей правил доступа к услугам по передаче электрической энергии, транспортировке воды или сточных вод.

Ст.14.31 КоАП РФ устанавливает административную ответственность субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке (исключая субъекты естественной монополии), за совершение противоправных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением.

Ст.14.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за завышение (занижение) регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги. 

В документе подробно рассмотрены особенности составов вышеуказанных правонарушений. Разъяснён вопрос конкуренции составов правонарушений за нарушение требования, содержащегося в п. 10 ч. 1 ст. 10 закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ (данной нормой установлен запрет злоупотребления доминирующим положением путём нарушения установленного порядка ценообразования).  Указано, что в случае нарушения такого запрета, при привлечении к административной ответственности, норма ст. 14.31 КоАП РФ обладает приоритетом над ст. 14.6 КоАП РФ, поскольку носит специальный характер. Поэтому такое правонарушение должно квалифицироваться по ст. 14.31 КоАП РФ. 

Также указано, что диспозиция ст. 9.21 КоАП РФ предусматривает специальную объективную сторону и специальный субъектный состав по отношению к объективной стороне и субъектному составу, предусмотренным ст.ст. 14.6 и 14.31 КоАП РФ. Поэтому, в случае если действия лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21 КоАП РФ, то дело об административном правонарушении надлежит возбуждать и рассматривать по статье 9.21 КоАП РФ, а не по статьям 14.6 и 14.31 КоАП РФ. 

Особенности административной ответственности, установленной в ст. 14.6 КоАП РФ, рассмотрены в статье «Нарушение установленного порядка ценообразования».