Доминирующее положение на товарном рынке: основные сведения

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке, доля которого составляет более 50%: так ли это

Субъекты конкуренции: финансовые организации

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

Доминирующее положение на товарном рынке: основные сведения

Доминирующее положение на рынке - это позиция хозяйствующего субъекта на определенном рынке товаров, которая позволяет ему оказывать решающее воздействие на данный рынок в части:

  • порядка обращения на нем конкретного вида товаров;
  • вытеснения с него иных хозсубъектов;
  • лимитирования доступа к нему новых хозсубъектов (п. 1 ст. 5 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Признание Федеральной антимонопольной службой РФ некоего хозсубъекта как имеющего доминирующее положение на рынке - это один из инструментов государства, направленный на поддержание прочих участников товарного рынка, обладающих иным правовым статусом и, как следствие, являющихся более слабыми игроками такого рынка (более подробно с основными векторами антимонопольной политики в РФ можно ознакомиться в нашей статье «Государственная антимонопольная политика — цели и задачи»).

Объяснить это можно следующим: ст. 19 Конституции РФ регламентирует, что при аналогичных условиях субъекты права должны находиться в одинаковом положении. Если же условия неравны, законодательством для них должен быть установлен и различный юридический статус (определение Конституционного суда РФ от 02.02.2006 № 17-О).

При этом хозсубъект правомочен представлять доказательства того, что он не является доминирующим на рынке (п. 4 ст. 5 закона № 135-ФЗ).

Расчет долей хозсубъектов на рынке и выявление среди них доминирующего производится на основании специальных регламентов, например, Порядка проведения анализа…, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (гл. VI и XII). 

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке, доля которого составляет более 50%: так ли это

Признаки, на основании которых можно говорить о том, что хозсубъект доминирует на рынке, таковы(п. 1 ст. 5 закона № 135-ФЗ):

  • занятие таким хозсубъектом более половины объема соответствующего рынка (хотя судом или антимонопольным органом может быть определено, что даже при такой доле данный субъект не доминирует на рынке);
  • установление данного правового статуса хозсубъекта антимонопольным органом даже при занятии им соответствующего рынка менее чем на 50% (кроме финансовых организаций).

По общему принципу не могут признаваться доминирующими хозсубъекты, доля которых на рынке не превышает 35% (п. 2 ст. 5 закона № 135-ФЗ). Хотя и из этого правила есть исключения:

  1. Хозсубъект является финорганизацией.
  2. Отдельными законами хозсубъект признается доминирующим на рынке даже при недостижении указанного размера доли на рынке (например, п. 4 ст. 21 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, п. 3 ст. 25 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ и т. д.).
  3. Хозсубъект входит в группу хозсубъектов, и его статус характеризуется совокупностью признаков, перечисленных в п. 3 ст. 5 закона № 135-ФЗ:
    • суммарная доля 3 таких хозсубъектов превышает 50% или 5 таких хозсубъектов — 70% доли на рынке (при условии, что доля каждого из таких хозсубъектов в принципе выше доли прочих хозсубъектов на том же рынке), однако данное правило не может быть применено, если доля хотя бы 1 из таких хозсубъектов не достигает 8%;
    • в течение достаточного временного отрезка размеры долей таких хозсубъектов на рынке стабильны, а вход на этот рынок новых участников затруднен;
    • производимый или продаваемый им товар является незаменяемым, увеличение цены на него не влечет снижения спроса, а все условия продажи доступны неограниченному кругу лиц. 

Субъекты конкуренции: финансовые организации

Согласно п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ регламент признания финорганизаций доминирующими (за исключением кредитных) определяется Правительством РФ (см. Условия признания…, Правила установления…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 359).

Регламент же признания кредитных организаций как доминирующих на соответствующем рынке вводится Правительством РФ по согласованию с Центробанком РФ (см. постановление Правительства РФ от 26.06.2007 № 409). Алгоритм проведения анализа состояния конкуренции на предмет установления доминирующего положения кредитных организаций регламентирован Порядком проведения анализа…, утвержденным приказом ФАС России от 28.06.2012 № 433.

При этом законодатель устанавливает отдельный минимальный порог размера доли на рынке, после превышения которого финорганизация будет признаваться доминирующей на рынке. Он равен (п. 7 ст. 5 закона № 135-ФЗ):

  • 10% объема рынка — на единственном в РФ товарном рынке;
  • 20% объема рынка — на товарном рынке, обращающийся на котором товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России.

Постановлениями № 359 и 409 это правило дополняется: финорганизация (в т. ч. кредитная) будет признана доминирующей в т. ч. при условии, что в течение длительного временного промежутка (от 1 года или менее, но в течение всего времени существования данного товарного рынка) доля такой финорганизации стабильно увеличивается и/или превышает 10% объема рынка на единственном в РФ товарном рынке либо 20%, если обращающийся на таком рынке товар включен в оборот и другими товарными рынками на территории России. 

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

Фактически занятие доминирующего положения на рынке - это не нарушение закона. Данный правовой статус хозсубъекта не считается антиконкурентным. Но злоупотребление таким положением предупреждается и пресекается.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке - это использование хозсубъектом или группой таких хозсубъектов доминирующего положения, препятствующего конкуренции и/или ущемляющего интересы других лиц (в т. ч. хозсубъектов) в предпринимательской сфере либо неопределенного круга потребителей.

Основные формы злоупотребления хозсубъектом рассматриваемым статусом перечислены в ст. 10 закона № 135-ФЗ. К ним относятся в т. ч.:

  • определение и поддержание монопольно высокой или низкой цены на продукт;
  • исключение товара с рынка, следствием чего стало повышение цены на него;
  • понуждение контрагентов к подписанию соглашений на невыгодных для них условиях или навязывание не относящихся к делу условий;
  • уменьшение объемов или прекращение выпуска пользующегося спросом товара, если не имеется экономических, технологических или правовых обоснований таких действий;
  • отказ от подписания соглашений с отдельными контрагентами, если такие действия не обоснованы с экономической или технологической точки зрения или не урегулированы на законодательном уровне;
  • безосновательное установление различающихся цен на один и тот же товар;
  • безосновательное установление завышенной или заниженной цены на услуги финорганизацией;
  • введение дискриминационных условий;
  • препятствование иным хозсубъектам в части их входа на рынок или выхода с него;
  • несоблюдение регламентированных нормативной правовой документацией правил ценообразования;
  • манипулирование ценами на оптовом и/или розничных рынках электроэнергии.

Данный список не является закрытым. 

Итак, доминирующее положение на рынке - это статус хозсубъекта на некоем товарном рынке, который позволяет ему в значительной мере влиять на условия функционирования такого рынка и оборот товаров на нем.

Причем доминирующее положение на рынке - это не нарушение антимонопольного законодательства. Доминирование на рынке хозсубъектов не считается препятствием к развитию нормальной конкуренции между участниками рынка. Злоупотребление доминирующим хозсубъектом своим положением на рынке (т. е. применение такого статуса для препятствия развитию конкуренции и ущемления интересов других хозсубъектов) контролируется и пресекается государством.