Ведение реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ)

Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Ведение реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП 

Единый государственный реестр юридических лиц ведется Федеральной налоговой службой РФ (п. 1 ст. 4 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, далее — закон № 129, п. 1 порядка, утв. приказом Минфина России от 18.02.2015 № 25н).

Сведения, содержащиеся в нем, являются открытыми и общедоступными (п. 1 ст. 6 закона № 129). Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, так же как и ЕГРЮЛ, является единым федеральным информационным ресурсом. ЕГРИП функционирует отдельно от ЕГРЮЛ, но наполняется и изменяется по тем же правилам закона № 129.

Информация, содержащаяся в этих реестрах, представляется по запросу любого лица за плату в виде выписки из реестра и копий документов. Подробнее о том, как получить такую информацию, — в статьях ЕГРЮЛ - проверка контрагента по ИНН и получение выписки и Сведения о государственной регистрации юридических лиц.

Информация в указанных реестрах является общедоступной (кроме персональных данных, реквизитов паспорта и адреса проживания, физических лиц — директоров и учредителей) и ежедневно обновляется.

Внесение информации и каких-либо изменений в реестры осуществляется налоговым органом только на основании заявления с прилагающимися документами от имени руководителя компании или же одного из учредителей, уполномоченного на внесение таких сведений, либо, соответственно, от ИП. 

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) 

В ЕГРЮЛ содержится следующая информация (п. 1 ст. 5 закона № 129):

  1. Состояние юрлиц:
    • действующие;
    • ликвидированные;
    • в стадии реорганизации, ликвидации, банкротства;
    • исключенные из реестра по решению регистрирующего органа.
  2. Дата создания и дата каждого изменения важнейших сведений, вносимых в ЕГРЮЛ.
  3. Организационно-правовая форма.
  4. Адрес и наименование органа, зарегистрировавшего предприятие.
  5. Место нахождения и адрес.
  6. Размер уставного капитала.
  7. Персональные данные руководителя и учредителей.
  8. Размеры долей учредителей, если это ООО, либо паев, если это кооператив, либо данные реестродержателя, если это акционерное общество.
  9. Виды деятельности.
  10. Виды, количество лицензий, а также иных документов на проведение определенных видов работ.
  11. Данные о филиалах и представительствах и др. 

Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 

Регистрация в ЕГРЮЛ осуществляется на основании заявления и прилагающихся к нему (подтверждающих указанные в заявлении факты) документах. Так, регистрация создаваемого юрлица производится на основании решения об учреждении (см. ст. 50.1 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, необходимо представить такие документы, как устав вновь образованной организации (если она не руководствуется по закону типовым документом) и квитанцию / платежное поручение об оплате госпошлины (ст. 12 закона № 129).

См., как составить решение об учреждении, в статье Составляем протокол собрания учредителей о создании ООО.

Если юрлицо возникло путем реорганизации, потребуется более сложный комплект документов (см. ст. 14 закона № 129). Мы рассматривали такой способ создания юрлица в статье Реорганизация юридического лица в форме выделения.

Регистрация гражданина как субъекта предпринимательства совершенно не представляет сложности. Необходимо только приобщить к заявлению будущего предпринимателя:

  • копию паспорта или иного удостоверяющего личность документа, а также документа о регистрации по месту жительства/пребывания, если такие данные не содержатся в паспорте;
  • квитанцию об оплате госпошлины. 

Для отдельных видов деятельности (например, образования, медицины, соцобслуживания) понадобится также справка об отсутствии судимости либо специальное разрешение комиссии по делам несовершеннолетних.

Порядок представления документов на регистрацию можно изучить в ст. 9 закона № 129.

*** 

Реестры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ведутся на федеральном уровне и являются общедоступными. Ведение реестров, а также внесение изменений в них возложено на органы ФНС России. Порядок этих действий подробно урегулирован законом № 129 и актами Минфина России и ФНС.