Что такое обособленное подразделение

Стационарное рабочее место как признак ОП

Регламент создания ОП

Признаки, указывающие на создание филиала или представительства

Регистрация ОП 

Что такое обособленное подразделение

Вопрос об организации обособленного подразделения (далее по тексту – ОП) юрлица возникает в том случае, когда место фактического ведения деятельности отличается от юридического адреса названного лица.

Гражданское законодательство выделяет только 2 вида ОП организации – это представительство и филиал (ст. 55 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ).

В то же время в ст. 11 ч. 1 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ дается расшифровка самого определения «ОП юридического лица», при этом главными критериями являются:

  • территориальная обособленность такого подразделения от самой организации;
  • существование оборудованных стационарных рабочих мест в таком подразделении.

Списка видов ОП налоговое законодательство не предлагает.

Указанное понятие употребляется и в ст. 40 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, где, помимо филиалов и представительств организации, названы «иные обособленные подразделения».

Основываясь на системном анализе законодательства, можно сделать вывод, что создание других ОП, не являющихся ни представительством, ни филиалом, возможно.

Признание ОП таковым происходит независимо от того, имеются или нет сведения о нем в уставных или других внутренних документах юрлица. При создании ОП головная организация не должна вносить изменения в названную документацию, в отличие от данных по созданию филиалов и представительств, которые обязательно отображаются в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК).

Стационарное рабочее место как признак ОП

Рабочее место признается стационарным, если:

  • Организуется на срок более 1 месяца (ст. 11 НК).
  • Работник находится на нем или должен прибывать туда в связи с работой (ст. 209 ТК). Не принимается во внимание факт периодичности пребывания сотрудника на таком месте, длительность нахождения непосредственно на оборудованном месте, способ организации работ (например, для осуществления трудовых функций на период командировки – см. письмо Минфина РФ от 10.04.2009 № 03-02-07/1-176, от 19.12.2008 №  03-02-07/1-522).
  • Работодатель реализует над ним контроль в той или иной степени (об этом может свидетельствовать, например, наличие у работодателя прав владеть, пользоваться и распоряжаться соответствующей недвижимостью – постановление ФАС Московского окр. от 02.03.2009 № КА-А40/817-09).
  • Оно служит для реального исполнения работником его служебных обязанностей (например, постановление 9 ААС от 08.10.2007 № 09АП-10255/07-АК по делу № А40-10267/07-141-57).
  • С работником установлены трудовые отношения (ст. 20 ТК). Например, постановление ФАС Московского окр. от 29.01.2008 № КА-А40/14894-07 по делу № А40-10267/07-141-57.

Таким образом, не могут быть признаны стационарным рабочим местом, например, складские помещения, для работы в которых не предусмотрено постоянной штатной единицы. Также факт организации удаленного рабочего места не является основанием для организации ОП.

Регламент создания ОП

В законодательстве не содержится прямых указаний на то, в каком конкретно порядке должно создаваться ОП организации.

При этом можно использовать следующий алгоритм:

  1. Принятие решения об организации ОП. Необходимо определить, не является ли по всем признакам создаваемое ОП филиалом или представительством, т. к. для них предусмотрен иной порядок регистрации.
  2. Анализ характеристик создаваемого рабочего места.
  3. Выпуск приказа о формировании ОП.
  4. Осуществление корректировок в правилах внутреннего трудового регламента организации.
  5. Представление в органы Федеральной налоговой службы РФ информации о создании ОП – в продолжение 1 месяца с даты организации ОП (абз. 2 подп. 3 п. 2 ст. 23 НК). Информирование органов ФНС производится посредством направления юрлицом извещения по форме № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

В настоящий момент требования законодательства о необходимости представления сведений о создании ОП во внебюджетные фонды отменены в связи с утратой силы п. 3 ст. 28 ФЗ «О страховых взносах в ПФР…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Признаки, указывающие на создание филиала или представительства

При создании ОП головной организацией могут быть совершены действия, в которых контролирующие органы могут усмотреть признаки создания филиала или представительства, что может стать причиной привлечения организации к ответственности за нарушение регламента постановки на налоговый учет или привести к незапланированным налоговым последствиям.

В положении об ОП необходимо прописать, что данное ОП не является филиалом или представительством, а также не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме –  для этого можно составить перечень функций, которые может выполнять ОП.

Даже если в уставе организации имеется указание о возможности создания филиалов и представительств, это ещё не означает, что все создаваемые ОП непременно будут являться именно филиалами или представительствами.

Признаками филиала или представительства также являются:

  • наличие в ОП собственного руководителя, действующего на основании доверенности;
  • выполнение ОП представительских функций и функций по защите интересов юрлица (ст. 55 ГК).

Регистрация ОП

Юрлица должны быть поставлены на учет в подразделениях ФНС по месту нахождения всех своих ОП (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК).

ФНС самостоятельно производит постановку российских юрлиц на учет по месту проведения деятельности таким юрлицом через свои ОП (кроме филиалов и представительств) на основании предоставляемых такими юрлицами сообщений по форме № С-09-3-1 о создании ОП (п. 4 ст. 83 НК).

Срок, отведенный для осуществления указанной процедуры, – 5   рабочих (подп. 6 ст. 6 НК) дней с даты принятия указанного сообщения органом ФНС (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК).

По окончании проведения названной процедуры выдается соответствующее уведомление и свидетельство.

Таким образом, организации необходимо своевременно представить сообщение о создании ОП по своему месту нахождения, и данная информация будет передана соответствующим налоговым органам, к которым территориально относится организованное ОП. По аналогичной схеме будет произведена и постановка на учет последующих ОП, открываемых организацией.

Уведомление налогового органа о любых изменениях, произошедших в ранее переданных в ФНС данных об ОП, должно производиться в продолжение 3 рабочих дней с момента перемены в соответствующих параметрах (абз. 2 п. 3 ст. 84 НК). Указанное извещение направляется головной организацией в органы ФНС по месту учета такого юрлица (абз. 3 подп. 3 п. 2 ст. 23 НК). Для этого также используется форма № С-09-3-1.

Несвоевременная передача в органы ФНС названной документации влечет наложение штрафа на налогоплательщика в размере 200 руб. за каждый поданный с указанным нарушением документ (п. 1 ст. 126 НК). 

Итак, законодательством не ограничена возможность юрлица создавать, помимо филиалов и представительств, и иные ОП. Организованное ОП должно быть поставлено на учет в органах ФНС по месту нахождения такого ОП. Признаки ОП обозначены гражданским, налоговым и трудовым законодательством.