Валютный контроль в торговом и неторговом обороте

Валютный контроль за операциями в неторговом обороте: понятие и общие положения

Валютный контроль за операциями в неторговом обороте: отдельные правила и порядок осуществления

Ответственность в сфере валютного контроля

Валютный контроль в торговом и неторговом обороте 

Валютный контроль (далее — ВК) вводится с целью поддержания устойчивости денежной единицы страны и обеспечения стабильности платежей. Основным нормативным правовым актом (далее — НПА) в РФ, регулирующим отношения в сфере ВК, является закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ).

По общему правилу в торговом обороте между российскими гражданами и организациями валютные операции запрещены. Исключения установлены в ст. 9 закона № 173-ФЗ. Валютные операции согласно указанной статье возможны, в частности, в таких случаях, как:

  • перевод рублей с резидентского счета, открытого за границей, на счет другого субъекта-резидента, открытый в России, и наоборот (п. 1 ч. 1 ст. 9, подп. «ж» п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173-ФЗ);
  • перевод рублей с заграничного счета резидента на заграничный счет иного субъекта-резидента (п. 1 ч. 1 ст. 9, подп. «з» п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173-ФЗ);
  • операции между уполномоченными банками (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 9 закона № 173-ФЗ, указание ЦБ РФ «О порядке осуществления валютных операций…» от 28.04.2004 № 1425-У);
  • операции российских граждан и предприятий по договорам факторинга, связанным с внешнеторговыми операциями резидента, по которым резидент оказывал услуги, выполнял работы для нерезидентов (п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 9 закона № 173-ФЗ). 

ВК в неторговом обороте в основном связан с перемещением через госграницу валюты и осуществляется органами таможни РФ. 

Валютный контроль за операциями в неторговом обороте: понятие и общие положения 

Несмотря на упоминание понятия «ВК в неторговом обороте» в НПА (в частности, в п. 77 инструкции «О порядке проведения инспекторских проверок таможенных органов», утв. приказом ГТК РФ от 05.01.2004 № 1), законодательное определение неторгового оборота отсутствует.

Выделение ВК в неторговом обороте было характерно для законодательства 90-х, однако сохранилось и в современной доктрине, в которой под ним понимают ВК, связанный с ввозом и вывозом валюты через таможенную границу.

Согласно ч. 6 ст. 22 закона № 173-ФЗ координацию и информационное взаимодействие уполномоченных в сфере ВК органов обеспечивает Центробанк РФ. Механизм взаимодействия органов таможни, выступающих в качестве органов ВК, с Центробанком РФ определен Правилами по обеспечению взаимодействия…, утв. постановлением Правительства РФ от 11.09.2006 № 560. 

ВАЖНО! Обмен информацией в отношении операций валютного характера между таможенными и иными уполномоченными в сфере ВК субъектами не является нарушением охраняемых законом тайн — коммерческой, банковской и иных (пп. 8.1, 8.2 ст. 23 закона № 173-ФЗ). 

Если в ходе ВК за операциями в неторговом обороте обнаружены нарушения, к ответственности за которые не может привлекать выявивший их госорган, он передает информацию соответствующему субъекту, имеющему право налагать санкции, что также не является разглашением конфиденциальной информации и охраняемых законом тайн (ч. 9 ст. 23 закона № 173-ФЗ). 

Валютный контроль за операциями в неторговом обороте: отдельные правила и порядок осуществления 

Согласно ст. 15 закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты могут ввозить и вывозить рубли и иностранную валюту, дорожные чеки и документарные ценные бумаги без каких-либо лимитов, но с соблюдением требований таможенных НПА.

Основным НПА, устанавливающим размеры валюты, перевозимой без декларирования, является договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 05.07.2010. 

ВАЖНО! В соответствии с п. 35 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза валюта признается товаром, поэтому процедуры осуществления ВК в связи с провозом валюты производятся в т. ч. и согласно правилам таможенного регулирования в отношении товаров. 

Указанное означает, в частности, возможность применения к рассматриваемым правоотношениям положений законодательства относительно сокрытия товаров от таможенного контроля.

Так, суды исходят из возможности квалификации сокрытия валюты под сиденьем автомобиля или в топливном баке по ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное перемещение товаров через границу), а не по ст. 16.4 КоАП РФ (недекларирование или недостоверное декларирование гражданами валюты).

При этом важным является установление умысла: сокрытие валюты от контроля, а не, например, обеспечение сохранности валюты от возможных преступных посягательств (постановление ВС РФ от 12.08.2013 № 20-АД13-2). 

Ответственность в сфере валютного контроля 

Помимо указанных в предыдущем разделе статей об ответственности в сфере регулирования ВК в неторговом обороте, составы о нарушении нормативных правовых документов в сфере операций с валютой установлены также в ст. 15.25 КоАП РФ. Указанные нормы применяются органами таможни в случаях привлечения к ответственности в сфере ВК.

Так, штраф в размере от 20 000 до 70 000 руб. налагается на российские организации, не предоставившие в таможню статформу относительно торговых операций с государствами — участниками ЕАЭС. Проектом Федерального закона № 971580-6 предусматривается выделение указанного состава в отдельную статью с максимальной ответственностью в 50 000 руб. и возможностью для организации быть освобожденной от штрафа в случае своевременного сообщения ею об ошибке.

В деятельности по привлечению к ответственности за нарушения актов в сфере ВК органы таможни руководствуются письмом ФТС РФ «О направлении методических рекомендаций…» от 10.01.2008 № 01-11/217.

Органы, осуществившие корректировку таможенной документации, обязаны информировать об этом соответствующую организацию, иначе привлечение данной организаций к ответственности за несвоевременное последующее представление информации будет отменено судами (постановление ВС РФ от 18.05.2015 № 306-АД15-3721 по делу № А57-9965/2014).

Об административной ответственности предприятий более подробно см. в нашей статье по ссылке: Административная ответственность юридических лиц - понятие. 

Итак, ВК осуществляется в различных сферах — как связанных с торговыми операциями, так и непосредственно не относящихся к ним. В сфере неторгового оборота (перемещение валюты через таможенную границу РФ) основная деятельность в области ВК осуществляется таможней. Поскольку валюта признается товаром, в частности, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, то ВК в неторговом обороте осуществляется помимо собственно валютного законодательства также в соответствии с нормами о перемещении товаров через таможенную границу.