Специфика субъекта злоупотребления должностными полномочиями

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями

Особенности квалификации по ст. 285 УК РФ

Квалифицированные виды злоупотребления должностными полномочиями

Специфика субъекта злоупотребления должностными полномочиями

Как исполнитель по ст. 285 УК РФ может выступать лишь специальный субъект — должностное лицо. Этот субъект должен отвечать следующим критериям:

  1. Временной промежуток между осуществлением функций: временно, на постоянной основе, с особыми полномочиями.
  2. Характер действий: организационно-распорядительные, административно-хозяйственные либо действует как представитель власти.
  3. Деятельность реализуется в госорганах, органах местного самоуправления, учреждениях, госкорпорациях и иных нормативно закрепленных местах.

Содержание функций должностного лица детально раскрывается в постановлении пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19.

Представителем власти признается субъект, обладающий властными, распорядительными полномочиями в отношении тех, кто не находится в его служебном подчинении.

Административно-хозяйственная деятельность предполагает распоряжение имуществом и финансами организаций либо учреждений, осуществление контроля за их движением.

Функции организационно-распорядительного характера предполагают принятие субъектом юридически значимых решений, порождающих, изменяющих либо прекращающих правоотношения.

Если работник в силу своих профессиональных обязанностей должностным лицом не является, он, однако, может быть привлечен к ответственности за злоупотребление полномочиями, если наряду с основной деятельностью на него были возложены функции, раскрытые выше. Например, врач, злоупотребляющий полномочиями по выдаче листков нетрудоспособности, обладает организационно-распорядительными функциями, и его действия влекут за собой правовой результат.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями

Ст. 285 УК РФ раскрывает злоупотребление должностными полномочиями как использование их:

  • вопреки служебным интересам, то есть в отсутствие на то служебной необходимости, потребностей аппарата управления;
  • при наличии корыстного мотива (стремление к материальной выгоде) либо другого интереса личного характера (неимущественного, к примеру, карьерный рост, уход от ответственности).

ВАЖНО: при предъявлении обвинения требуется указать конкретный мотив.

В результате такого использования интересы, а также права граждан, организаций, государства или общества были нарушены, при этом нарушение существенное (оценочно, критериев установления закон не называет, суд решает вопрос по итогам рассмотрения обстоятельств).

Итак, злоупотребление должностными полномочиями всегда предполагает посягательство на 2 объекта:

  • надлежащее функционирование аппарата управления;
  • права и интересы перечисленных выше субъектов.

Соответственно, объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями содержит 3 составляющих:

  1. Непосредственно ненадлежащее использование полномочий, что может иметь как форму действия, так и бездействия, когда должностное лицо умышленно не совершает действий, которые оно в силу занимаемого положения обязано производить;
  2. Последствия в виде существенно нарушенных прав и интересов перечисленных выше субъектов;
  3. Доказанная причинно-следственная связь между пунктами 1 и 2.

Особенности квалификации по ст. 285 УК РФ

Поскольку в ст. 285 УК РФ говорится именно о злоупотреблении субъектом полномочиями, а не положением в целом, как в иных нормах кодекса, для правильной квалификации следует первым делом точно определить компетенцию лица, которая может быть закреплена в уставах и нормативных актах.

Таким образом, о злоупотреблении должностными полномочиями можно говорить, лишь когда лицо использовало полномочия, которыми оно было наделено, в противоречие с интересами службы. Поэтому если субъект добивался указанных целей, например, путем использования служебных связей, своего профессионального авторитета, данного состава не будет.

На практике могут возникнуть сложности при попытке разграничения злоупотребления должностными полномочиями, если оно совершено из корыстных мотивов и повлекло ущерб именно материального характера, и мошенничества с использованием служебного положения, а также присвоения и растрат, осуществленных аналогичным образом.

В таком случае при наличии всех признаков хищения (прим. 1 к ст. 158) действия будут квалифицироваться по соответствующим частям ст. 159 и 160, без дополнительного вменения ст. 285. Имеет место злоупотребление должностными полномочиями, если изъятие или обращение имущества носило временный/возмездный характер, к примеру, незаконно было приобретено в кредит, либо если владельцу имущества не был причинен реальный ущерб, однако имела место упущенная выгода, например, в результате использования имущества не по назначению.

Квалифицированные виды злоупотребления должностными полномочиями

Ч. 2 ст. 285 содержит дополнительный признак — специфическую характеристику субъекта деяния. Наказание ужесточается, если злоупотребление должностными полномочиями было реализовано лицом, занимающим госдолжность РФ или субъекта РФ, а также главы органа на уровне местного самоуправления.

Подробно указанные понятия раскрыты в примечаниях 2, 3 к ст. 285. Соответствующие должности предусматриваются Конституцией, ФКЗ, ФЗ (на уровне РФ) и конституциями (уставами) субъектов с целью непосредственного функционирования госорганов. Перечень лиц, занимающих указанные должности, можно найти в Указе Президента от 11.01.1995 № 32, а субъекты самостоятельно принимают аналогичные нормативные акты. На местном уровне субъектом ответственности может стать только глава муниципального образования, на что указал Верховный суд в постановлении пленума от 16.10.2009 № 19.

Злоупотребление должностными полномочиями имеет другой квалификационный состав — правонарушение с наступлением тяжких последствий. Лицо может нести ответственность по данной норме, только если доказаны все иные признаки основного состава преступления в его действиях, включая существенное нарушение прав и интересов, мотивы совершения. Тяжкие последствия — также понятие оценочное. В п. 21 упомянутого постановления пленума в качестве примеров таковых приведены длительная остановка производственного процесса, крупная авария, причинение смерти по неосторожности и т. д.

Злоупотребление должностными полномочиями — состав, который может быть вменен лицу лишь при условии тщательного установления всех входящих в него элементов. Сложность его применения заключается в наличии оценочных категорий (существенность, тяжесть последствий), определение которых зависит от усмотрения судебного органа.