Правила продажи отдельных видов товаров: основные сведения

Обязательства продавца по организации продажи отдельных видов товаров

Общие права покупателя

Продажа товара ненадлежащего качества

Права покупателя при продаже товара ненадлежащего качества

Сроки ответственности продавца и изготовителя

Права покупателя в течение срока ответственности

Соблюдение правил продажи отдельных видов товаров

Правила продажи товаров дистанционным способом

Правила продажи отдельных видов товаров: основные сведения 

Взаимоотношения между организациями, реализующими товар, и гражданами, приобретающими такую продукцию (покупателями), регулируются ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — ЗоЗПП).

В соответствии с этим законом постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования…» от 19.01.1998 № 55 (далее — постановление № 55, Правила) введены специальные нормы, обязательные для выполнения организациями, занимающимися розничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами, перечисленными в данных Правилах.

Для обозначения сторон в Правилах применяется следующая терминология:

  • покупатель — физическое лицо, приобретающее или использующее конкретную продукцию (либо намеревающееся это сделать) в личных целях, не имеющих связи с предпринимательской деятельностью;
  • продавец — юридическое лицо любой организационно-правовой формы или ИП, реализующие продукцию по соглашению о розничной купле-продаже (п. 2 постановления № 55).

Несоблюдение данных Правил влечет вынесение предупреждения или применение административного штрафа:

  • для физических лиц — в сумме от 300 до 1 500 руб.;
  • для должностных лиц — от 1 000 до 3 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ).  

Обязательства продавца по организации продажи отдельных видов товаров 

Согласно постановлению № 55 Правила продажи отдельных видов товаров обязывают продавца:

  • иметь в предназначенном для торговли помещении оборудование для осуществления измерений, в т. ч. для оценки с помощью такого оборудования покупателем правильности веса, меры и цены приобретаемого товара (п. 7 Правил);
  • иметь книгу отзывов и предложений для предоставления ее покупателю по его требованию (п. 8 Правил);
  • оформить вывеску организации таким образом, чтобы на ней наглядно отображались наименование юрлица, адрес и режим работы фирмы; ИП также размещает в доступных для покупателя местах сведения о госрегистрации и название регистрирующего органа (п. 10 Правил);
  • разместить в доступных для покупателей местах сведения о полученной лицензии (номер, срок действия, дата выдачи, название выдавшего органа), если его деятельность требует лицензирования (п. 10 Правил);
  • своевременно и в наглядной форме предоставлять покупателям сведения о товарах, их свойствах, изготовителях (пп. 11–12, 14–15 Правил);
  • осуществить четкое и единообразное оформление ценников на товарах, в том числе на бумажном или электронном носителе, например, в виде светового табло (п. 19 Правил);
  • принять у покупателя или обменять товар ненадлежащего качества с учетом установленного Правилами регламента (п. 28 Правил). 

Согласно п. 3 Правил продавец может самостоятельно определить режим своей работы (кроме государственных и муниципальных организаций, т. к. их режим зависит от решения органов исполнительной власти или местного самоуправления).

Торговая деятельность продавца должна осуществляться с обязательным соблюдением требований, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ (п. 5 Правил). В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности.  

Общие права покупателя 

В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров покупатель имеет право:

  • в случае необходимости требовать у продавца книгу отзывов и предложений (п. 8 Правил);
  • получать сведения о перечисленных в Правилах реквизитах продавца — организации или ИП, их режиме работы, имеющихся лицензиях (п. 10 Правил);
  • получать информацию о товарах и их производителях в установленном Правилами, федеральным законодательством и другими нормативно-правовыми актами РФ порядке и объеме, а также знакомиться с товарно-сопроводительной документацией на товар (пп. 11–16 Правил);
  • ознакомиться с предлагаемым для продажи товаром самостоятельно или посредством привлечения продавца (п. 17 Правил);
  • отказаться от дополнительных услуг, попутно предлагаемых продавцом при продаже основного товара; потребовать возврата уплаченных денежных средств за услуги, предоставленные покупателю без его согласия (п. 22 Правил);
  • обменять или вернуть продавцу приобретенный непродовольственный товар надлежащего качества в соответствии с условиями, установленными законодательством РФ (п. 26 Правил);
  • вернуть или обменять товар несоответствующего качества на условиях, установленных законодательством РФ (п. 27 Правил). 

Продажа товара ненадлежащего качества 

Продавец обязан передать покупателю товар установленного качества, т. е. товар, отвечающий одному или нескольким из следующих требований:

  • качество которого соответствует договору (п. 1 ст. 4 ЗоЗПП);
  • соответствующий стандартным требованиям к аналогичным товарам и пригодный к использованию в обычных целях (п. 2 указанной статьи);
  • соответствующий обязательным требованиям, установленным законом (п. 4 ст. 469 Гражданского кодекса РФ). 

В противном случае качество товара можно считать ненадлежащим.

Продавец должен известить покупателя о наличии у товара недостатков в устной и письменной форме — с помощью отметок на ярлыке товара, чеке и т. д. (п. 11 Правил). В некоторых ситуациях доказательством получения покупателем информации о недостатках товара считается сам факт продажи (например, приобретение в магазине комиссионных и уцененных товаров).

Согласно п. 27 Правил, п. 1 ст. 18 ЗоЗПП покупатель, которому были озвучены недостатки товара, не имеет права обращаться в суд с требованиями относительно указанных недостатков (решение Советского районного суда г. Тулы от 21.01.2015 по делу № 2-48/2015).  

Права покупателя при продаже товара ненадлежащего качества 

В ситуации покупки товара несоответствующего качества, если недостатки такого товара не были заранее озвучены продавцом, покупатель имеет право потребовать от продавца в т. ч.:

  • его замены аналогичным товаром установленного качества;
  • адекватного снижения цены при выявлении недостатков товара, устранить которые невозможно в связи с его определенными свойствами (парфюмерия и косметика, продукты питания, бытовая химия и т. д.);
  • ликвидации недостатков приобретенного товара продавцом на безвозмездной основе и в незамедлительном порядке;
  • компенсации расходов, возникших у покупателя или иного лица при самостоятельной ликвидации недостатков товара;
  • компенсации всех убытков, полученных покупателем вследствие приобретения товара ненадлежащего качества. 

Кроме того, покупатель вправе отказаться от купленного товара и требовать возврата продавцом уплаченной суммы (п. 27 Правил, пп. 1, 3 ст. 18 ЗоЗПП). 

Продавец, у которого был приобретен товар ненадлежащего качества, обязан принять его у покупателя и при наличии необходимости осуществить проверку качества товара. Покупатель имеет право принимать участие в такой проверке (п. 28 Правил).  

Сроки ответственности продавца и изготовителя 

Срок службы:

  • период, на протяжении которого товар может быть использован потребителем по назначению;
  • период, в который предусмотрена ответственность за существенные недостатки товара (п. 1 ст. 5 ЗоЗПП);
  • устанавливается изготовителем;
  • устанавливается в строгом порядке для товаров длительного использования, которые по истечении некоторого времени могут нести определенную опасность (п. 2 ст. 5 ЗоЗПП); в остальных случаях — по усмотрению производителя;
  • начинается с момента продажи товара, а если эту дату установить невозможно — с даты изготовления (п. 30 Правил);
  • ответственное лицо — изготовитель.

Срок годности:

  • отрезок времени, по окончании которого товар считается непригодным к использованию;
  • устанавливается изготовителем на основании госнормативов;
  • устанавливается для товаров, которые полностью потребляются при использовании и потребительские свойства которых ухудшаются со временем, в т. ч. могут стать опасными: пищевых продуктов, парфюмерии и косметики, лекарственных средств, бытовой химии и т. д. (п. 4 ст. 5 ЗоЗПП);
  • начинается с даты изготовления товара (п. 30 Правил).

Продавать товары с прошедшим сроком годности и товары, срок годности которых не определен, хотя должен быть установлен, запрещено (п. 5 той же статьи). 

Гарантийный срок:

  • временной отрезок, на протяжении которого потребитель при выявлении недостатка в товаре может выставить требования, регламентированные ст. 18 и 29 ЗоЗПП;
  • не является обязательным условием для любых видов товара (п. 6 ст. 5 ЗоЗПП);
  • устанавливается изготовителем или продавцом (п. 7 указанной статьи);
  • по общему правилу начинается с момента покупки товара (п. 30 Правил), если иное не указано в договоре купли-продажи;
  • ответственное лицо — изготовитель, продавец, уполномоченное лицо или импортер (п. 6 ст. 5 ЗоЗПП). 

Права покупателя в течение срока ответственности 

В соответствии с п. 30 Правил покупатель может выставить продавцу товара требования, предусмотренные п. 27 Правил, в случае выявления недостатков товара до окончания срока гарантии или годности.

Поскольку речь идет о претензиях конкретно к продавцу, то упоминаются именно эти сроки. Кроме того, требования к изготовителю в течение срока службы товара принимаются только при выявлении существенных недостатков (п. 1 ст. 5 ЗоЗПП), а предусмотренное законодательством определение термина «гарантийный срок» такого уточнения (существенные) не содержит.

Если срок гарантии или годности на товар не установлен, требования по поводу выявленных недостатков могут быть предъявлены покупателем в разумный срок, ограниченный 2 годами с момента продажи товара. Однако законодательством или условиями договора этот срок может быть увеличен (п. 31 Правил).

Если предусмотрен гарантийный срок менее 2 лет, то по истечении такого срока гарантии, но в пределах 2 лет с даты его начала покупатель также может выставить требования к продавцу относительно обнаруженных недостатков (п. 30 Правил). 

Соблюдение правил продажи отдельных видов товаров 

Правила продажи отдельных видов товаров помимо общих требований к организации процесса содержат нормы реализации конкретных групп продовольственной и непродовольственной продукции. Зачастую продавцы (организации, ИП) положениями глав II–XIX указанных Правил пренебрегают, за что привлекаются к административной ответственности.

Например, дополнительное взвешивание расфасованной продовольственной продукции может быть расценено судом как нарушение ст. 14.7 закона № 195-ФЗ — обман потребителей. Новое значение веса может в большую сторону отличаться от указанного на маркировке, что приводит к обвесу и завышению цены (решение АС Свердловской области от 07.09.2010 по делу №А60-22265/2010-С9).

Если реализация какой-либо продукции допустима только после оформления необходимых сертификатов соответствия, то такие документы должны не только иметься у организации-продавца, но и предоставляться для изучения покупателям в случае пожелания последних (постановление ФАС Уральского округа от 12.01.2011 № Ф09-10914/10-С1 по делу № А76-10013/2010-59-335).

Особенно часто в судебной практике рассматриваются вопросы обжалования постановлений, вынесенных в связи с ненадлежащим исполнением требований главы I Правил. Так, реализация товаров без размещения на ценнике наименования продукта (решение АС Свердловской области от 11.01.2011 по делу № А60-40288/2010-С6) или доведение сведений о продукте до покупателя путем представления документации только в сети интернет (постановление ФАС Уральского округа от 11.11.2010 № Ф09-9226/10-С1 по делу № А60-23171/2010-С6) являются нарушением Правил.  

Правила продажи товаров дистанционным способом 

Правила продажи товаров дистанционным способом утверждены постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.

Процесс продажи в данном случае имеет определенные особенности:

  • покупатель не имеет возможности ознакомиться с товаром путем непосредственного осмотра, вся информация предоставляется продавцом в виде описания продукции, размещенной в каталогах, буклетах, на фотоснимках и т. д., распространяемых посредством почтовой связи, сети интернет, теле- и радиоканалов и др. (п. 2 указанных Правил);
  • продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товара (п. 3 Правил);
  • недопустима реализация алкоголя и иной продукции, свободная продажа которых ограничена или запрещена законами РФ (п. 5 Правил);
  • покупатель выражает свое намерение приобрести товар посредством отправки продавцу сообщения с необходимой информацией (п. 14 правил);
  • обязательства продавца, связанные с передачей товара, возникают с момента получения сообщения от покупателя (п. 18 Правил). 

В связи с особенностями средств дистанционной передачи товаров Правилами установлены специальные сроки:

  • отказа покупателя от товара — в любое время до его получения или в течение 7 дней после (п. 21 Правил);
  • передачи товара продавцом покупателю — в сроки, предписанные договором; при их отсутствии в договоре — в разумные сроки или в течение 7 дней после предъявления покупателем требований о предоставлении товара (п. 23 Правил).  

Таким образом, положения Правил продажи отдельных видов продуктов коррелируют с положениями ЗоЗПП. Пренебрежение Правилами, в т. ч. ненадлежащее выполнение их требований, может повлечь для продавца административную ответственность. Перечень групп товаров, на которые распространяют свое действие Правила, размещен в самих Правилах.