Правила оказания услуг общественного питания: основные положения

Предоставление информации об услугах

Предприятия общепита

Классификация предприятий общепита по характеру деятельности и типам

Оплата дополнительных услуг предприятий общепита

Отказ в предоставлении услуг общепита

Ответственность исполнителя за несоответствующее предоставление услуги

Правила оказания услуг общественного питания: основные положения

Указанные правила регламентируют правоотношения между потребителями и исполнителями в области предоставления услуг общепита (п. 1 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, далее — Правила).

Сторонами таких правоотношений являются:

  • Потребитель — физлицо, использующее услуги общепита или намеревающееся это сделать. При этом цель получения услуг не должна иметь связи с предпринимательской деятельностью такого лица.
  • Исполнитель — юрлицо любой организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю услуги общепита за определенную плату.

Помимо услуг общепита в части изготовления продукции и организации условий ее потребления на месте, обслуживания потребителей, Правила регламентируют изготовление и реализацию полуфабрикатов, готовых блюд. В этих ситуациях к правоотношениям, образующимся между исполнителем и потребителем, в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

Защита интересов потребителей в названной сфере производится на основании закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I.

Предоставление информации об услугах

Одним из ключевых моментов, урегулированных Правилами, является регламент предоставления потребителю всей необходимой информации, к которой законодателем отнесены:

  1. Сведения о самом исполнителе (п. 11 Правил).
  2. Данные о лицензировании деятельности в установленных законом случаях.
  3. Данные о предоставляемых услугах, позволяющие потребителю получить в полной мере необходимую для осуществления выбора информацию (пп. 7, 12 Правил).
  4. Сведения о режиме работы исполнителя, а также дате начала и продолжительности периода приостановления деятельности исполнителя (п. 4 Правил). При этом режим работы:
    • государственных и муниципальных предприятий общепита регулируется решением органов госвласти или органов местного самоуправления;
    • частных объектов общепита определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно.
  5. Собственно текст Правил.
  6. Дополнительная информация по запросу потребителя: о предложенной продукции общепита, технологии приготовлении блюд и др., если данная информация не отнесена к охраняемой законом тайне.

Указанные сведения размещаются в свободном для потребителя доступе в наглядной и простой для восприятия форме. Информация должна быть изложена на русском языке. При желании исполнитель может продублировать ее на государственных языках субъектов РФ или родных языках народов России (п. 15 Правил).

Исполнителю надлежит завести книгу отзывов и предложений, которая также должна быть размещена в доступном для потребителя месте или быть предоставлена по его запросу (п. 8 Правил).

Пренебрежение указанными выше требованиями является нарушением и влечет применение к нарушившему их исполнителю мер административной ответственности (см. постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.07.2015 по делу № А03-18409/2014).

Предприятия общепита

Услуги общепита должны предоставляться населению в специальных заведениях, именуемых местами общепита, типы и классы которых, а также требования к ним определяются исполнителем на основании государственного стандарта.

Важно! ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания…», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст, в данный момент не действует. Вместо него с 01.01.2016 введен новый ГОСТ «Межгосударственный стандарт. Услуги…», утвержденный приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст (далее — ГОСТ 30389-2013).

В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 30389-2013 предприятием общепита признается имущественный комплекс, который используется юрлицом или ИП для оказания услуг общепита, в т. ч.:

  • производства продукции общепита;
  • организации условий для употребления и продажи названной продукции как на месте ее производства, так и на других территориях (например, посредством выполнения заказов);
  • а также предоставления иных дополнительных услуг. 

Классификация предприятий общепита по характеру деятельности и типам

Актуальная в 2016 году классификация (п. 4.1 ГОСТ 30389-2013) объектов общепита по характеру деятельности предприятия выглядит следующим образом:

1. Предприятия, занимающиеся производством продукции общепита с возможностью осуществления ее доставки до потребителя:

  • заготовочные фабрики;
  • цехи по изготовлению полуфабрикатов и изделий кулинарии;
  • специализированные кулинарные цехи;
  • предприятия бортового питания и т. д.

2. Предприятия, занимающиеся производством продукции, ее продажей, а также предоставляющие условия для потребления продукции на месте или на вынос с возможностью доставки:

  • рестораны;
  • кафе;
  • бары;
  • столовые;
  • предприятия (объекты) быстрого обслуживания;
  • закусочные;
  • кафетерии;
  • буфеты.

3. Предприятия, занимающиеся продажей продукции и предоставляющие условия для ее потребления на месте:

  • магазины;
  • отделы.

4. По типам (т. е. специфическим условиям предоставления услуг, ассортименту продукции и техоснащенности) объекты общепита делятся:

  • на рестораны;
  • кафе;
  • бары;
  • столовые;
  • предприятия быстрого обслуживания;
  • буфеты;
  • кафетерии;
  • магазины (отделы) кулинарии.

Внутри каждого типа предприятий общепита также производится дифференциация в зависимости от предлагаемого ассортимента продукции, интересов потребителей, месторасположения, методов и форм обслуживания (см. пп. 4.2–4.3 ГОСТ 30389-2013).

Оплата дополнительных услуг предприятий общепита

Исполнитель может предлагать потребителю и дополнительные возмездные услуги (п. 24 Правил). Предоставить некую дополнительную услугу по собственной инициативе без согласования с потребителем, а потом требовать платы за нее исполнитель не может: потребитель правомочен отказаться от ее оплаты или потребовать возврата уже уплаченных за нее денег. Аналогичная норма закреплена и в п. 2 ст. 16 закона № 2300-I.

Предприятие общепита может по собственному усмотрению определить спектр оказываемых услуг. К дополнительным услугам относятся (п. 5.16 ГОСТ 30389-2013):

  • организация и осуществление кейтеринга;
  • музыкальное сопровождение или иные мероприятия развлекательной направленности;
  • обслуживание банкетов и спецмероприятий;
  • услуги консалтингового характера;
  • вызов такси по заказу (просьбе) потребителей;
  • предоставление парковочных мест или охраняемая стоянка для транспорта на территории предприятия.

Таким образом, включение в счет потребителя дополнительных строк (сумму чаевых, отдельную плату за обслуживание, оплату шоу-программ и т. д.) можно считать правомерным, только если их содержание было объявлено потребителю заранее — до того, как был заключен договор в рамках оказания услуг общепита.

Информация о предоставлении заведением дополнительной оплачиваемой услуги, например живой музыки, должна быть доступна потребителю для ознакомления: размещена на видном месте или озвучена представителем предприятия. Узнавая об услуге по факту, потребитель лишается законного права выбирать, пользоваться допуслугой или нет (п. 24 Правил).

Запрещено обусловливать получение одних услуг приобретением некоторых других (п. 2 ст. 16 закона № 2300-I). Так, заказ 1 блюда не может связывать потребителя обязательством заказать к нему другое и т. д.

Отказ в предоставлении услуг общепита

П. 5 Правил, закрепляющий право исполнителя на свое усмотрение устанавливать правила поведения для потребителей, не вступающие в противоречие с нормами законодательства РФ, зачастую толкуется исполнителем произвольно и нередко влечет ущемление прав потребителей. Например, запрещение входа в помещение предприятия общественного питания без объяснения причин, установление т. н. фейс-контроля и дресс-кода и т. д.

С точки зрения законодательства такие правила, установленные исполнителем, незаконны по следующим основаниям:

  • Правила, устанавливаемые предприятием общепита, не должны противоречить закону. Вместе с тем договор оказания услуг общепита по своей сути является публичным и подлежит заключению со всяким лицом, обратившимся к данному предприятию за названной услугой (п. 16 Правил, п. 3 ст. 426 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ). В такой ситуации гражданин может быть не допущен в заведение, только если он своими действиями нарушает общественный порядок или несет угрозу жизни и здоровью других посетителей.
  • Формулировка внутренних правил поведения посетителей предприятия общепита «отказать в предоставлении услуг без объяснения причин» нарушает положения п. 14 Правил о том, что посетитель имеет право ознакомиться с условиями обслуживания как в зале, так и вне его границ.

Это подтверждается и судебной практикой. Так, в постановлении от 26.01.2009 по делу № А60-16106/08 ФАС Уральского округа счел не отвечающим требованиям закона пункт правил посещения кафе, предусматривающий право администрации заведения на отказ в обслуживании любого лица без разъяснения причин. Одновременно данным судебным актом признается неправомерным условие об обязательном включении в счет посетителя перечня дополнительных услуг.

Ответственность исполнителя за несоответствующее предоставление услуги

К исполнителю, нарушившему Правила, могут быть применены меры административной или уголовной ответственности в зависимости от вида нарушения.

Так, в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ упомянутое лицо может быть привлечено к ответственности в т. ч.:

  • За несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации общепита (ст. 6.6 КоАП РФ).
  • Предоставление гражданам услуг несоответствующего качества или с несоблюдением требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления работ или оказания услуг населению. В рассматриваемом случае — Правил (ст. 14.4 КоАП РФ).
  • Реализацию товаров, предоставление услуг при отсутствии регламентированной информации для ознакомления потребителя (ст. 14.5 КоАП РФ).
  • Обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ).
  • Несоблюдение других прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ). Сюда могут быть отнесены включение оплаты за дополнительные услуги без согласия потребителя, недопущение лиц на территорию предприятия общепита без законных оснований и т. д.

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ также предусматривает ответственность за несоблюдение закона в сфере общепита. Так, за предоставление услуг, не соответствующих требованиям безопасности, могут быть назначены меры уголовной ответственности — от штрафа до лишения свободы с максимальным сроком 10 лет (ст. 238 УК РФ).

Итак, участниками правоотношений в рамках предоставления услуг общепита, регламентированных Правилами, выступают исполнитель (всегда юрлицо или ИП) и потребитель (всегда физлицо). При этом цель получения названных услуг не должна быть связана с предпринимательской деятельностью последнего.

С 01.01.2016 действует новый ГОСТ 30389-2013, содержащий классификацию предприятий общепита и список требований к ним.

Право исполнителя установить свои правила поведения потребителей на территории предприятия общепита не должно идти вразрез с действующим законодательством и ущемлять права граждан.

Требование платы за дополнительные услуги, предоставленные без согласия потребителя, неправомерно.

За нарушения в сфере предоставления услуг общепита могут быть назначены меры как административной, так и уголовной ответственности.