Извещение о торгах: общее понятие и нормативное регулирование

Нюансы текста извещения в свете судебной практики

Публикация извещения о проведении публичных торгов

Извещение о торгах: общее понятие и нормативное регулирование

Извещение о торгах иногда рассматривают в качестве разновидности публичной оферты (см., например, постановление ФАС ПО от 21.01.2014, дело № А12-5960/2013), хотя в этом случае нет обязанности заключать договор с любым обратившимся.

Существенное нарушение требований к тексту извещения, которое повлияло на результат торгов или затрагивает права конкретного лица (например, не участвовавшего в торгах из-за дефектов извещения), может повлечь отмену результатов таких торгов по предписанию антимонопольного органа (п. 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утв. президиумом ВС РФ 16.03.2016) или признание их недействительными.

Извещение о публичных торгах должно содержать:

  • существенные условия предлагаемой к совершению сделки — предмет торгов, его обременение, начальную цену (ч. 2 ст. 437 ГК РФ);
  • сведения о порядке проведения торгов — кто организатор, время, место проведения, форма, оформление участия, порядок определения победителя (ч. 2 ст. 448 ГК РФ);
  • информацию о собственнике или правообладателе (абз. 2 ч. 4 ст. 449.1 ГК РФ).

Специальные требования устанавливаются в нормативных актах, регулирующих отдельные виды торгов. Например, при продаже объектов незавершенного строительства на основании решения суда указываются сведения об этом акте (см. п. 7 Правил проведения публичных торгов для таких объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1299).

Нюансы текста извещения в свете судебной практики

Некоторые из отклонений суды признают существенными, другие отличия от обычного порядка не привлекают внимания — эти нюансы следует учитывать в тексте извещения:

  1. По порядку проведения торгов — несоответствия в извещении:
    • отсутствие критериев оценки заявок;
    • установление необоснованно высокой цены задатка (постановление ФАС ДО от 20.05.2013, дело № А59-2031/2012).
  2. По предмету торгов:
    • предоставление возможности ознакомления с договором, из которого возникло реализуемое право, с документами, определяющими обязанности, ограничения и обременения права, например при продаже права аренды земли (постановление президиума ВАС РФ от 28.02.2012 № 14850/11);
    • для характеристики объекта недвижимости достаточно указания почтового адреса и иных сведений из правоподтверждающих документов; указание сведений о прилегающем земельном участке не является обязательным (постановление президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 4410); не требуется и указание площади продаваемого здания, поскольку недвижимость является вещью, определяемой индивидуальными, а не родовыми признаками (постановление 10-го ААС от 15.09.2014 № 10АП-8509/14);
    • значительное искажение параметров объекта, формирующее неправильное представление о нем, не допускается; оно является самостоятельным основанием для оспаривания торгов;
    • описание обременений объекта (см. постановление ФАС СКО от 09.11.11 по делу № А61-292/2011).

Публикация извещения о проведении публичных торгов

Необходимый минимум (п. 4 ст. 449.1 ГК РФ, ч. 3 ст. 90 закона «Об исполнительном производстве»)состоит в следующем: извещения подлежат публикации на сайте подразделения службы приставов-исполнителей и на федеральном сайте государственных торгов. Кроме того, могут быть дополнительные требования: так, в соответствии с п. 6 указанных выше Правил, необходима публикация в официальном СМИ органов местного самоуправления.

Арбитражная практика выработала некоторые критерии оценки надлежащего характера публикации:

  • извещение — сложная для восприятия информация, поэтому использование только радио и телевидения не допускается (п. 4 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, инф. письмо президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101);
  • публичность предполагает размещение текста в печатном СМИ с учетом характера объекта, тиража, способа распространения (постановление президиума ВАС РФ от 28.02.2012 № 14850/11), территории, целевой аудитории и других характеристик издания, с учетом приоритета доступности для потенциальных участников торгов.

Судебное признание торгов недействительными может быть следствием публикации извещения в ненадлежащем издании (пп. 71, 72 постановления пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»). Поэтому в каждом случае нужно определять перечень необходимых и достаточных способов размещения информации о торгах. 

В целом надлежащее составление и опубликование извещения о торгах — задача сложная, но выполнимая. Однако следует принимать во внимание не только прямой текст закона, но и его судебное толкование, которое основывается на предназначении торгов — привлечь внимание целевой аудитории, предоставить возможность принятия решения об участии на основе необходимого минимума информации и обеспечить реализацию права на участие в торгах.