ФЗ № 223 о госзакупках: нововведения 2016 года

ФЗ № 223: инвестиционные проекты и публично-правовые компании в 2016 году

Закон № 223-ФЗ и унитарные предприятия в 2017 году

ФЗ № 223 о госзакупках: нововведения 2016 года 

В 2016 году закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) продолжает дорабатываться законодателем и претерпевает ряд изменений. В их числе нововведения, вступившие в силу с 01.01.2016:

  • В компетенцию Правительства РФ была включена функция по утверждению конкретного списка заказчиков, обязанных закупать продукцию инновационного и высокотехнологичного характера, а также объемов таких закупок на конкретный год, оформления и требований к структуре годовых отчетов о проведении таких закупок (ст. 6 закона «О внесении изменений…» от 29.06.2015 № 156-ФЗ).
  • К компетенции Правительства РФ была также отнесена функция по утверждению формы раздела плана госзакупок товаров, относимых к сфере инноваций и высоких технологий, а также лекарств, в т. ч. раздела об участии представителей бизнеса малого и среднего сегмента в названных закупках, требований к его структуре (см. п. 8.2 ст. 3 закона № 223-ФЗ в действующей редакции).

В части информационного обеспечения госзакупок (ст. 4 закона № 223-ФЗ) с 01.01.2016 вступили в силу следующие нормы:

  • о необходимости включения в план закупок в сфере инноваций и высоких технологий, а также в план закупок лекарственных препаратов раздела о госзакупке у субъектов малого и среднего бизнеса заказчиками, реестр которых утвержден Правительством РФ в соответствии с подп. 1–2 п. 8.2 ст. 3 закона № 223-ФЗ, а также списка такой продукции, закупаемой у названных субъектов;
  • расширении перечня функциональных возможностей и обязанностей заказчиков в части установления списка товаров, работ, услуг, относящихся в соответствии с п. 4 ст. 4 закона № 223-ФЗ к инновационным или высокотехнологичным, а также об утверждении положения об их использовании. 

ФЗ № 223: инвестиционные проекты и публично-правовые компании в 2016 году 

С 10.01.2016 законодатель перевел отдельные критерии отнесения юрлиц, ведущих деятельность в области госзакупок, под действие закона № 223-ФЗ посредством дополнения ст. 1 закона № 223-ФЗ п. 5 (см. ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 13.07.2015 № 249-ФЗ (далее — закон № 249-ФЗ)).

Таким образом, если юрлица реализуют инвестпроекты, оцениваемые не менее чем в 10 млрд руб., при поддержке государства, то при осуществлении госзакупок они также обязаны опираться на установленные законом № 223-ФЗ требования. Данное положение относится как к юрлицам, в уставном капитале которых доля госучастия не достигает 50%, так и к прочим организациям.

Также с 10.01.2016 в закон № 223-ФЗ введена ст. 3.1, регламентирующая порядок проведения госзакупок, выполняемых за счет финансов, направляемых на реализацию инвестпроектов. В целях конкретизации перечня инвестпроектов в ст. 8 закона № 223-ФЗ введен п. 11.

С 02.10.2016 перечень компаний, на которые закон № 223-ФЗ распространяет свое действие при осуществлении ими закупок товаров, работ и услуг, дополняется также публично-правовыми компаниями (п. 1 ст. 27 закона «О публично-правовых компаниях…» от 03.07.2016 № 236-ФЗ, далее — закон № 236-ФЗ).

В связи с принятием в 2016 году закона № 236-ФЗ изменения с 02.10.2016 вносятся и в п. 3 ст. 2 закона № 223-ФЗ: упомянутые выше юрлица будут правомочны утверждать и положение о закупке, если сами будут выступать в роли заказчика. 

Закон № 223-ФЗ и унитарные предприятия в 2017 году 

С 01.01.2017 года текст закона № 223-ФЗ претерпит следующие изменения (ст. 1 закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ):

  1. Действие закона № 223-ФЗ перестанет распространяться по умолчанию на сферу госзакупок товаров, работ и услуг государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
  2. Указанные в предыдущем пункте юрлица смогут осуществлять госзакупки в рамках закона № 223-ФЗ при соблюдении требования о наличии положения о закупке, утвержденного в надлежащем порядке (см. п. 3 ст. 2 закона № 223-ФЗ), и в следующих ситуациях:
  • если закупки производятся за счет грантов, переданных юрлицами или гражданами на безвозмездной и безвозвратной основе, или субсидий, выделенных бюджетом РФ;
  • когда названные юрлица сами выступают в роли исполнителя контракта и при этом привлекают в целях исполнения обязательств по этому контракту на основании договора третьих лиц для поставки товара, выполнения работ или предоставления услуг, за исключением случаев закупки у единственного поставщика, описываемых в подп. 2 п. 1 ст. 93 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. 

Говоря простым языком, законодатель вводит в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий условия, частично сходные с условиями для бюджетных учреждений (см. для сравнения подп. 4. п. 2 ст. 1 действующей редакции закона № 223-ФЗ).

Таким образом, с 01.01.2017 ч. 2 п. 1 ст. 1 закона № 223-ФЗ дополняется новым п. 5, а из п. 1 исключается упоминание о таких предприятиях. 

Итак, в продолжение 2016 года в рамках закона № 223-ФЗ был несколько расширен список функциональных возможностей и обязанностей Правительства РФ и заказчиков в части госзакупок инновационной, высокотехнологичной и лекарственной продукции. Также были конкретизированы некоторые правовые аспекты ведения госзакупок на средства, предоставляемые для реализации инвестпроектов при господдержке, а в список участников госзакупок были включены публично-правовые компании.

В 2017 году закон № 321-ФЗ несколько изменит условия распространения положений закона № 223-ФЗ на деятельность государственных и муниципальных предприятий в сфере госзакупок.