Тендерный займ и тендерный кредит

Кредит на обеспечение тендерной заявки

Предоставление финансового обеспечения в рамках закона № 44-ФЗ

Кредит на выполнение госконтракта

Кредит под акты выполненных работ по контракту

Типы тендерных кредитов (в банковской терминологии)

Как получить тендерный кредит

В какой банк обратиться

Тендерный займ и тендерный кредит 

Тендерный кредит (заем) — неофициальный термин, которым обычно обозначают кредит или иной способ получения заемных средств для обеспечения тендерной заявки при участии в конкурсе или аукционе на право заключения контракта на выполнение государственного заказа.

Кроме того, тендерный кредит может быть использован в целях обеспечения участия в конкурсах, организуемых отдельными категориями юридических лиц, при проведении закупочных процедур в соответствии с ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Разница между тендерным кредитом и займом состоит в том, что 1-й могут выдавать только кредитные организации, имеющие лицензию на ведение банковской деятельности, а 2-й — любые организации, в т. ч. микрофинансовые.

По целевому назначению можно выделить следующие виды тендерного кредита:

  • собственно кредит на обеспечение заявки на участие в аукционе (конкурсе);
  • кредит на выполнение госзаказа;
  • кредит под акты выполненных работ по контракту. 

Общие характеристики тендерного кредита как финансового инструмента для бизнеса:

  • относительная простота процедуры выдачи;
  • отсутствие необходимости в предоставлении залогового обеспечения или поручительстве;
  • беспрепятственное зачисление денежных средств на расчетный счет юрлица сразу после одобрения кредита. 

Тендерный кредит на обеспечение заявки считается одним из наименее рисковых банковских продуктов, т. к. его целевой характер делает невозможным использование полученной денежной суммы в обычном хозяйственном обороте организации, на покрытие ее ранее возникшей задолженности и т. д.

Кредит на обеспечение тендерной заявки 

Согласно букве закона заявка на участие в конкурсе или аукционе может быть обеспечена только посредством размещения денежных средств или банковской гарантией (п. 1 ст. 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ). При этом заявка на участие в электронных аукционах обеспечивается исключительно посредством размещения денежных средств (п. 2 ст. 44 закона № 44-ФЗ).

Обеспечение заявки устанавливается в размере:

  • 1% от максимальной цены контракта (далее — МЦК), если она не превышает 3 млн руб. (п. 14 ст. 44 закона № 44-ФЗ);
  • от 0,5 до 5% МЦК, если указанная сумма больше 3 млн руб. (п. 14 ст. 44 закона № 44-ФЗ);
  • не более 2% МЦК, если в роли участника закупки выступает организация инвалидов, социально ориентированная некоммерческая организация, представитель малого предпринимательства или организация уголовно-исправительной системы (п. 15 ст. 44). 

Если участник аукциона/конкурса подает заявки на участие одновременно в нескольких торгах, то указанное обеспечение необходимо по каждой из таких заявок.

В случае если потенциальный участник торгов не обладает достаточным количеством денежных средств, можно воспользоваться тендерным кредитом

Предоставление финансового обеспечения в рамках закона № 44-ФЗ 

Участник закупки, помимо представления платежных документов, должен до дня рассмотрения и оценки заявок обеспечить поступление денежных средств на расчетный счет, указанный в документации о закупке (п. 5 ст. 44 закона № 44-ФЗ).

При организации аукционов в электронной форме участнику достаточно просто перечислить денежное обеспечение на счет оператора электронной площадки, открытый в банке. 

Важно! Планируя организацию обеспечения заявки, в т. ч. за счет кредитных средств, следует учесть, что:

  • существует возможность предоставить обеспечение исполнения контракта несколькими платежами (см. постановление 18-го ААС от 30.04.2015 по делу № А07-19042/ 2014);
  • невыполнение или ненадлежащее выполнение исполнителем своих обязательств по контракту не является безусловным основанием для удержания заказчиком обеспечения в полном размере (см. постановление 17-го ААС от 23.09.2015 по делу № А50-1678/ 2015);
  • отклонение заявки на участие в конкурсе после предоставления денежного обеспечения в связи с отсутствием синей печати в платежных документах недопустимо (см. решение АС Московской области от 17.03.2015 по делу № А41-80373/14);
  • есть возможность заключить контракт на госзаказ даже в отсутствие финансового обеспечения (см. решение АС Мурманской области от 18.03.2015 по делу № А42-8181/2014). 

В ситуации, когда участник закупки подписал соответствующий кредитный договор с банком, но кредитная организация не выполнила свое обязательство по предоставлению кредитных средств в установленный данным соглашением срок, в связи с чем конкурсная заявка участника закупки была отклонена, он имеет право обратиться в суд с иском о возмещении банком понесенных убытков (п. 11 информационного письма президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147). 

Кредит на выполнение госконтракта 

Тендерный кредит на исполнение условий госконтракта может быть предоставлен в следующих случаях:

  • если поставщик не располагает достаточным количеством оборотных средств для выполнения работ в соответствии с условиями госконтракта;
  • если заказчик предъявил требования о наличии обеспечения проведения работ в рамках госзаказа. 

Обеспечение требуется для исполнения подавляющего большинства государственных и муниципальных заказов (см. пп. 1–2.1 ст. 96 закона № 44-ФЗ). Сумма денежного обеспечения исполнения госконтракта определяется в соответствии с п. 6 ст. 96 закона. При этом Правительство РФ вправе выделить случаи и особые условия, при которых в 2015–2016 годах заказчик имеет право вообще не предъявлять требования об обеспечении госконтракта. Например, если участниками проводимых закупок становятся только субъекты малого предпринимательства и т. д. (см. постановление Правительства РФ «О случаях и условиях…» от 06.03.2015 № 199).

При этом закон не предусматривает возможность обеспечения исполнения госконтракта третьими лицами. 

Кредит под акты выполненных работ по госконтракту 

На практике может возникнуть ситуация, когда заказчик задерживает оплату выполненных в рамках госзаказа работ, что вызывает у поставщиков и подрядчиков определенные финансовые трудности.

Кредиты под акты выполненных работ предоставляются под залог выручки, которая должна быть получена подрядчиком в рамках обязательств заказчика по госконтракту, и зачастую не требуют обеспечения.

Для получения кредита под акты выполненных работ в банк на андеррайтинг обычно нужно представить:

  • бухгалтерскую отчетность за установленный требованиями банка период;
  • налоговую декларацию за установленный требованиями банка срок;
  • анкету участника торгов;
  • анкету-заявку заемщика по форме банка.

 Типы тендерных кредитов (в банковской терминологии) 

По продолжительности и сроку отношений с банком в рамках договора кредитования можно выделить следующие типы тендерных кредитов:

  • С возобновляемой кредитной линией. Обеспечивают возможность участия организации в различных конкурсах и аукционах в течение определенного времени (обычно 1 года). Условия перечисления траншей, а также их погашения устанавливаются кредитным договором. Популярны среди поставщиков, постоянно принимающих участие в закупках.
  • Единоразовые. Обеспечивают участие поставщика в одной конкретной закупочной процедуре, определенной заранее. Обычно такого рода тендерный кредит получают организации, впервые или редко принимающие участие в закупках. 

Как получить тендерный кредит 

Тендерный кредит можно получить в банке или через посредника — брокерскую организацию. В настоящий момент не только брокеры, но и банки в целях экономии времени предлагают до оформления заявки представлять минимальный комплект документации на андеррайтинг. Обычно в него включаются:

  • анкета по форме банка;
  • финансовая отчетность организации за требуемый период;
  • документация, подтверждающая намерение организации участвовать в закупках. 

Условия выдачи тендерного кредита определяются каждым банком самостоятельно, однако стандартный срок выдачи не превышает 90 дней. Если речь идет о кредитной линии, то в такие же сроки могут перечисляться отдельные транши.

В связи с низким риском невозврата тендерных кредитов банки достаточно редко требуют материальное обеспечение для такого вида кредитования. Условие о предоставлении поручительства назначается в исключительных случаях в зависимости от кредитной истории заемщика, его опыта участия в закупках, общего финансового состояния организации и т. д.

Большое внимание уделяется отсутствию у заемщика задолженности перед бюджетом, отсутствию претензий со стороны налоговых органов. Кроме того, в отношении заемщика не должна быть возбуждена процедура банкротства. 

В какой банк обратиться 

Одним из требований, предъявляемых к обеспечению в форме банковской гарантии заявки на участие в торгах по осуществлению госзакупок, является обязательное включение предоставившего такую банковскую гарантию банка в специальный реестр Минфина России (см. п. 1 ст. 45 закона № 44-ФЗ). Однако для организаций, предоставляющих тендерные кредиты (или займы), аналогичных правил не установлено.

Таким образом, чтобы получить тендерный кредит, можно обратиться в любой банк (или некредитную организацию) за соответствующим займом, и требование о его включении в предусмотренный ст. 74.1 ч. 1 НК РФ реестр Минфина не является обязательным. Упомянутый реестр необходим для удобства выбора кредитной организации в целом. 

Важно! Судебная практика показывает, что отзыв лицензии у банка, предоставившего банковскую гарантию, не является безусловным основанием для заказчика требовать замены обеспечения (например, определение ВАС РФ от 21.06.2013 № ВАС-4125/13 по делу № А40-13298/12-96-130). Если лицензия отзывается у банка, представившего тендерный кредит, то вероятность судебных разбирательств близка к 0, т. к. в этом случае финансовое обеспечение заказчику уже предоставлено, причем со счета исполнителя. 

Итак, тендерный кредит является финансовым продуктом с низким риском невозврата, что обеспечивает относительную простоту предоставления такого вида кредитования со стороны банка.

Список банков, в которые можно обратиться за его предоставлением, законодательством не ограничен.