Проверочные листы контролирующих органов: общие положения

Проверочные листы в строительном надзоре

Заключение органа государственного строительного надзора о соответствии

Проверочные листы органов строительного контроля зарубежных государств

Проверочные листы контролирующих органов: общие положения 

При проведении плановых проверок в соответствии с чч. 11.1–11.5 ст. 9 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон «О защите прав…») могут применяться проверочные листы.

Базовые требования к ним определены в постановлении Правительства РФ «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)» от 13.02.2017 № 177 (далее — постановление № 177).

Согласно ч. 11.1 ст. 9 закона «О защите прав…» обязанность должностных лиц использовать проверочные листы может быть установлена нормативными правовыми актами, посвященными соответствующему виду проверок.

В соответствии с ч. 11.2 ст. 9 указанного закона обязательность использования листов устанавливается как для всех организаций, так и для отдельных их видов, а также дифференцирована в зависимости от особенностей используемых объектов. Согласно п. 11.3 ст. 9 закона «О защите прав…» проверочные листы должны содержать такие вопросы, ответы на которые будут явно указывать на то, имеются ли нарушения.

В соответствии с п. 3 постановления № 177 информация о том, что соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления разрабатывает форму списка контрольных вопросов, должна подлежать раскрытию в установленном законом порядке. При этом согласно п. 6 указанного постановления утвержденные формы листов для проверки должны быть опубликованы на официальных интернет-страницах органов, утвердивших их. 

Проверочные листы в строительном надзоре 

С учетом положений постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ…» от 04.08.2017 № 930 с 01.01.2018 должностные лица Ростехнадзора по отдельным видам надзора должны будут применять проверочные листы.

На настоящий момент разработана, в частности, форма проверочного листа при осуществлении надзора в отношении строительства и реконструкции гидротехнических сооружений энергетических объектов (приложение 3 к методическим рекомендациям, утв. приказом Ростехнадзора от 18.05.2017 № 167).

Согласно примечанию 1 к данной форме должностным лицам органов строительного надзора рекомендуется отбирать вопросы для формы из примерного перечня вопросов с учетом специфики объекта и того, на какой стадии находится процесс строительства.

Примерный перечень (приложение 1 к рассматриваемым методическим рекомендациям) содержит 153 вопроса, среди которых, например:

  • наличие необходимой документации по строительству (вопрос 2);
  • соответствие глубины выемок требованиям СНиП 12-04 (вопрос 26);
  • учет оттаивания и замораживания бетона в зависимости от сезона (вопрос 79);
  • соответствие стандартам экобезопасности (вопрос 119);
  • успешное проведение определенного количества пусков газотурбинных установок (вопрос 147). 

Форма листа предполагает заполнение также нормативной основы того или иного вопроса. Перечень правовых актов приведен в приложении 2 к рассматриваемым методическим рекомендациям. 

Заключение органа государственного строительного надзора о соответствии 

Ст. 55 Градостроительного кодекса РФ определен порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В соответствии с п. 9 ч. 3 указанной статьи одним из документов, необходимых для принятия положительного решения о начале эксплуатации строительного объекта, является заключение органа государственного стройнадзора о соответствии объекта техрегламентам и проектной документации. 

ВАЖНО! Заключение требуется только в тех случаях, когда в соответствии с действующим законодательством строительный надзор является обязательным. Отказ в выдаче разрешения о вводе объекта в эксплуатацию без такого заключения в случаях, когда госнадзор необязателен, может быть обжалован в судебном порядке (постановление ФАС ВСО от 17.01.2013 по делу № А19-10236/2012). 

Заключение о строительном соответствии является не только необходимым документом для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но и применяется, например, при контрактной системе в сфере закупок как один из элементов для исполнения контракта на строительство или реконструкцию (ч. 4 ст. 110.2 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

О надзорной деятельности и проверках иных органов госвласти РФ, в частности проверках Роспотребнадзора, читайте в нашей статье по ссылке: Проверка Роспотребнадзора продуктов на качество (нюансы). 

Проверочные листы органов строительного контроля зарубежных государств 

Проверочные листы используются не только в РФ, но и в строительном надзоре различных государств. Так, в Казахстане форма листа утверждена приказом Агентства по делам строительства и ЖКХ от 17.02.2011 № 60. Согласно п. 1 данного приказа форма используется при осуществлении надзора в отношении местных органов власти по вопросам строительства и связанных с ним отношений.

Форма листа, являющаяся приложением к рассматриваемому приказу, предполагает указание даты начала и окончания проверки, основание ее проведения, наименование и основные данные проверяющего и проверяемого. В листе отображается, в частности, наличие градостроительных проектов, документов о зонировании территории, соблюдение ранее выданных предписаний.

Проверочные листы (чек-листы) используются также в Республике Беларусь (постановление СМ РБ «Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы)…» от 13.12.2012 № 1147). 

*** 

Итак, в настоящей статье были затронуты отдельные вопросы государственного строительного надзора, в частности применение проверочных листов и оформление заключений о соответствии объекта строительства нормативам и проектной документации. Проверочные листы или списки контрольных вопросов применяются в отдельных сферах государственного или муниципального контроля (надзора) при осуществлении плановых проверок. Указанные листы содержат перечень вопросов, ответы на которые должны однозначно свидетельствовать о том, допустила ли проверяемая организация какие-либо нарушения.