Строительный контроль и технический надзор

Функции Ростехнадзора и инспекций строительного надзора

Служба строительного надзора и жилищного контроля

Строительный контроль и технический надзор 

Понятие строительного контроля дано в ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ). Согласно данной норме под указанным контролем понимается проверка соответствия строительства, реконструкции и капремонта существующим нормам и правилам. Строительный контроль регламентируется постановлением Правительства РФ «О порядке проведения строительного контроля…» от 21.06.2010 № 468.

Технический контроль раскрывается в законе «О техрегулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ. В соответствии со ст. 2 данного закона под контролем или надзором за соблюдением техрегламентов понимается как проверка самой производимой организацией или частным предпринимателем продукции и процесса ее изготовления, так и принятие мер по результатам такой проверки.

Ст. 54 ГрК РФ также оперирует понятием «государственный строительный надзор», под которым понимаются мероприятия, осуществляемые:

  • при строительстве, если документация на объекты подлежит экспертизе или была модифицирована;
  • реконструкции по документам, требующим экспертизы.

Функции Ростехнадзора и инспекций строительного надзора 

Функции Ростехнадзора определены в п. 1 положения о Ростехнадзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, согласно которому ими являются:

  • разработка госполитики и нормативных актов в сфере техрегулирования;
  • реализация данной политики;
  • контроль за безопасным выполнением ряда работ;
  • специальные функции, касающиеся госбезопасности в данных сферах. 

На уровне субъектов функционируют соответствующие региональные инспекции строительного надзора. Так, в Республике Адыгее создано Управление госинспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда данной республики (постановление кабмина РА от 28.02.2012 № 187).

Вводимый с 01.01.2018 (постановление Правительства РФ от 25.10.2017 № 1294) риск-ориентированный подход сводится к подразделению строящихся и реконструируемых зданий на 3 уровня риска. От присвоенного уровня зависит количество проверок в ходе производства строительных работ. Подход предназначен для применения при организации регионального строительства 

Служба строительного надзора и жилищного контроля 

В настоящее время на федеральном уровне функции строительного надзора и жилищного контроля совместно переданы в Ростехнадзор в результате реформы начала 2000-х.

В ряде субъектов РФ сохранены (созданы) госорганы, которые именуются службами строительного надзора и жилищного контроля. В частности, такие службы функционируют:

  • в Республике Бурятии (республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора);
  • Республике Коми (служба строительного, жилищного и технического надзора (контроля);
  • Красноярском крае (служба строительного надзора и жилищного контроля);
  • Астраханской области (служба строительного и жилищного надзора);
  • Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (служба жилищного и строительного надзора). 

Если в результате мероприятий по контролю в действиях субъекта строительной деятельности выявлен состав административного правонарушения, лицо привлекается к ответственности. Подробнее о возможности снижения штрафа можно прочитать в нашей статье по ссылке: Ходатайство о снижении штрафа по административному правонарушению

*** 

Итак, функции строительного контроля и технического надзора в РФ распределены между различными органами федерального и регионального уровня. Основная часть полномочий, касающаяся прежде всего выработки госполитики в вопросах техрегулирования и реализации данной политики, сконцентрирована в Ростехнадзоре.