Досрочное назначение трудовой и страховой пенсии: применение законодательства о трудовых пенсиях к страховым пенсиям

Правила расчета стажа для досрочной пенсии по старости

Перечень лиц, имеющих право на досрочные страховые пенсии по старости

Спецоценка труда и досрочные пенсии

Досрочная пенсия при сокращении

Досрочное назначение трудовой и страховой пенсии: применение законодательства о трудовых пенсиях к страховым пенсиям

Назначение страховой пенсии досрочно возможно только для тех граждан, чей индивидуальный пенсионный коэффициент составляет не менее 30. К таким гражданам, относящимся к одной из льготных категорий, применяются:

  • ст. 30, 31 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее — ФЗ № 400);
  • постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий… с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости…»;
  • правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее — Правила № 516);
  • «Правила исчисления периодов работы» для педагогов и медиков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Из анализа содержания перечисленных норм и правил видно, что никаких кардинально новых правил расчета периодов работы для цели расчета страховых досрочных пенсий по старости, введено не было: длительность работы вычисляется по действовавшим ранее для трудовых пенсий правилам. Необходимыми условиями являются лишь пенсионный коэффициент и наличие уплаты страховых взносов. 

Правила расчета стажа для досрочной пенсии по старости

Основой перечисленных правил являются:

  • учет специального стажа, то есть стажа работы в определенной сфере или местности, и особые правила зачета стажа в разных сферах (например, к стажу в районах Крайнего Севера можно прибавить при расчете стаж на всех вредных, тяжелых и опасных работах, перечисленных в Правилах № 516, но нельзя — стаж в зоне отчуждения ЧАЭС), подробнее — см. п. 3 Правил № 516;
  • учет стажа по отдельным профессиям в особом порядке (например, согласно п. 15 Правил № 516, 1 год работ под землей на должностях по списку, утвержденному постановлением Кабмина СССР от 26.01.1991 № 10, считается как 9 месяцев, а 1 год горнорабочим — за 1 год и 3 месяца);
  • зачисление в стаж для расчета досрочной пенсии по старости периодов, когда работник не участвовал в трудовом процессе на льготной должности не по своей вине (период нетрудоспособности, временного простоя по вине работодателя, перевода на легкий труд беременной женщины по здоровью — подробнее см. пункты 8–14 Правил № 516);
  • учет в страховой стаж периодов до 1991 г., когда платились взносы на государственное социальное страхование, периоды уплаты ЕСН и ЕНВД (для некоторых видов деятельности).

ВАЖНО! Расчет стажа для педагогов и работников здравоохранения характеризуется рядом особенностей: необходимо учитывать должность, календарные даты получения стажа и т. п.

Например, педагогический стаж для досрочной пенсии по старости засчитывается лишь в случае выполнения нормы рабочего времени. Это правило неприменимо только к учителям сельских школ и к стажу, полученному до 1 сентября 2000 г. Кроме того, для педагогов очень важно наименование должности, в которой они работали, и вид учреждения: так, директору центра внешкольного развития стаж зачтется как педагогический для досрочной пенсии лишь в том случае, если он был получен до 1 ноября 1999 г. 

Перечень лиц, имеющих право на досрочные страховые пенсии по старости

Ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400 содержит общий перечень сфер деятельности, в которых право на страховую пенсию возникает ранее достижения общего пенсионного возраста при наличии определенного стажа и/или достижении определенного возраста. В качестве примера можно назвать:

  • работу повышенной тяжести и интенсивности в текстильной промышленности для женщин;
  • работу в экспедициях и партиях геологов, гидрографов, спасателей;
  • работу в плавсоставе (кроме судов, не покидающих акваторию порта, служебно-вспомогательных, внутригородских и пригородных);
  • педагогическую деятельность в учреждениях для детей;
  • и др.

Конкретизируются должности, идущие в зачет специального стажа для досрочной пенсии по старости, в нескольких списках, утвержденных еще советскими государственными органами:

  • постановлением Совета министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (для стажа, полученного до 1 января 1992 г.);
  • постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10;
  • постановлением Совета министров СССР от 10.11.1967 № 1021 (для стажа, полученного до 1 января 1992 г.);
  • постановлением Совета министров РСФСР от 13.09.1991 № 481,

а также Правительством РФ:

  • постановлением от 01.03.1992 № 130;
  • постановлением от 24.04.1992 № 272;
  • постановлением от 24.04.1992 № 273;
  • и другими.

Спецоценка труда и досрочные пенсии

Сегодня вредный и опасный характер работы определяется по результатам специальной оценки труда (закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ, далее — ФЗ № 426).

Однако учет стажа на вредной работе для досрочной пенсии по старости не зависит от проведения или непроведения работодателем специальной оценки: для профессий, включенных в вышеупомянутые списки, не установлен обязательный срок спецоценки (ч. 4 ст. 3 закона «О внесении изменений в статью 11 …» от 01.05.2016 № 136-ФЗ).

Соответственно, можно сделать вывод, что до проведения специальной оценки разрешается руководствоваться списками, определяя вредный характер работ только по названию должности. После же ее проведения наличие вредных условий, дающих право на досрочную пенсию по старости, выясняется по результатам спецоценки (подп. «е» п. 2.2 ст. 18 ФЗ № 426). 

Досрочная пенсия при сокращении

Особая разновидность досрочных пенсий по старости — назначаемые по предложению органов занятости. Для этого безработный гражданин должен отвечать следующим характеристикам:

  • быть уволенным в связи с закрытием юрлица, его подразделения либо сокращением штатов;
  • иметь страховой стаж либо в 20 лет для женщин и 25 для мужчин, либо установленный ст. 30 ФЗ № 400 для отдельных видов работ;
  • достигнуть возраста минимум 58 лет для мужчин и 53 года для женщин (по общим правилам) или иного возраста, который максимум на 2 года меньше пенсионного (на отдельных видах работ, согласно ст. 30 ФЗ № 400);
  • не иметь возможности трудоустройства.

Последний момент требует разъяснения. Дело в том, что закон не уточняет, как определять, имеется или нет возможность трудоустройства. На практике данный вопрос разрешается на усмотрение службы занятости, поскольку данная досрочная трудовая пенсия по старости не относится к гарантированным государством мерам соцзащиты и компетентный орган в каждом конкретном случае определяет, остался ли еще шанс у гражданина найти работу. Например, не в пользу гражданина может быть расценен недолгий, менее месяца, срок поиска работы (апелляционное определение Московского городского суда от 04.02.2016 по делу № 33-265/2016).

Указанная пенсия назначается лишь на период безработицы — при выходе гражданина на работу ее прекращают выплачивать. 

Итак, досрочная пенсия по старости назначается в самых разных случаях. Основные из них перечислены в ст. 30 ФЗ № 400. Наличие необходимого страхового стажа не отменяет учета индивидуального пенсионного коэффициента — досрочная пенсия по старости назначается только при коэффициенте минимум 30. Особый вид пенсий — по предложению службы занятости — предназначен для граждан, потерявших работу незадолго до выхода на пенсию.