К каким спорам применяется процедура медиации

Стадии медиации

Этапы медиации

Порядок проведения процедуры медиации

Кто может участвовать в проведении медиации

Особенности медиации

К каким спорам применяется процедура медиации 

В ст. 1 закона № 193-ФЗобозначены виды споров, к которым может применяться процедура медиации:

  • гражданско-правовые;
  • трудовые (за исключением коллективных трудовых споров);
  • семейные;
  • иные предусмотренные федеральным законодательством (за исключением затрагивающих права и законные интересы других лиц, публичные интересы). 

Рассматриваемый путь примирения может быть использован, если:

  • имеется спор о праве;
  • разногласия подлежат рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства или в арбитражном суде;
  • требуется нормативное регулирование. 

ВАЖНО! В законодательстве России, в отличие, например, от стран ЕС (директива ЕС «О некоторых аспектах медиации в гражданских и коммерческих делах» от 21.05.2008 № 2008/52/ЕС), отсутствуют нормы об обязательном применении медиации по каким-либо спорам. Более того, в законе № 193-ФЗ закреплен принцип добровольности ее реализации. 

Согласно справке о практике применения судами закона № 193-ФЗза 2015 год (утв. президиумом Верховного суда РФ 22.06.2016) чаще таким способом разрешались споры в рамках следующих видов общественных отношений:

  • семейных (о расторжении брака при наличии детей, разделе совместно нажитого имущества);
  • трудовых (о восстановлении на работе, выплате заработной платы);
  • земельных (о праве на землю);
  • страховых;
  • наследственных и т. д. 

Также данный примирительный механизм популярен при урегулировании конфликтов в арбитражном суде и судах по интеллектуальной собственности. Примером применения процедуры медиации может служить определение арбитражного суда Ростовской области о прекращении производства по делу от 10.07.2014 № А53-3036/2014. 

ВАЖНО! Нормы закона № 193-ФЗ не применяются при оказании судьей, в т. ч. третейским, содействия примирению сторон. 

Стадии медиации 

Теоретически медиация подразделяется на 3 стадии:

  1. Подготовка.
    Начинается процесс примирения с предложения об урегулировании спора с помощью процедуры медиации, исходящего от одной из сторон или суда. Затем происходит сбор информации, размышление и принятие решения.
    Одной из самых распространенных причин отказа от такого способа примирения является недостаточное информирование о его целесообразности и порядке. Иногда отказ вызывается личной неприязнью, нежеланием нести дополнительные расходы (на оплату услуг посредника).

  2. Проведение процедуры.
    Это основная стадия. Стороны при участии посредника пытаются взаимовыгодно разрешить конфликт путем проведения переговоров в соответствии со своими интересами. Медиатор в процессе урегулирования спора должен создать условия для установления каждой из сторон ее истинного интереса и за счет этого скорректировать отношение к конфликту, затем оказать содействие в поиске способа удовлетворения интересов всех участников.
    Для проведения переговоров посредник может встречаться одновременно со всеми сторонами, а может с каждой отдельно (такие встречи именуются кокусами).
    Подробнее об этой стадии — в следующем разделе нашей статьи.

  3. Завершение.
    Заключительной стадией медиации является определение дальнейшего развития в зависимости от итогов проведенной сторонами примирительной процедуры. 

Этапы медиации 

2-ю стадию процедуры медиации на практике можно разделить на 5 этапов:

  1. Вводное слово.
    Знакомство сторон с медиатором. Заключается в доведении посредником до участников информации о ходе процесса примирения, его особенностях, организационных мерах и своих задачах по урегулированию конфликта.

  2. Изложение сторонами своих позиций.
    На этой стадии участники спора выражают свое отношение к конфликтной ситуации. После изложения позиции участника посредник пересказывает услышанное. Это помогает посмотреть на ситуацию со стороны, без эмоций.

  3. Утверждение темы переговоров и вопросов.
    После того как посредник выявляет моменты единения сторон и расхождения в отношении к конфликтной ситуации, он утверждает план урегулирования разногласий. При этом важным является определение способов разрешения разногласий. Медиатор должен помочь сторонам услышать друг друга, преодолеть эмоции и выявить их истинные потребности.

  4. Формирование предложений по разрешению конфликта.
    Если предыдущий этап прошел успешно, посредник приступает к оказанию содействия участникам в самостоятельном поиске возможностей урегулировать разногласия. После нахождения нескольких вариантов стороны обсуждают достоинства и недостатки каждого.

  5. Составление и подписание медиативного соглашения.
    В заключение юридически закрепляются достигнутые договоренности в виде подписания сторонами медиативного соглашения. Данный документ должен включать информацию о сторонах, предмете конфликта, посреднике, проведенной процедуре медиации, утвержденный вариант урегулирования спора, условия и сроки выполнения обязательств. Для оформления такого соглашения могут потребоваться услуги юриста. 

Порядок проведения процедуры медиации 

Порядок проведения процедуры медиации определяется в соглашении о ее проведении, которое оформляется участниками конфликта письменно. В нем прописывается непосредственно сам порядок или делается ссылка на правила, утвержденные организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению медиации.

Порядок примирения состоит из таких элементов, как:

  • виды споров, которые им регулируются;
  • процесс выбора посредника и оплаты его услуг;
  • права и обязанности участников;
  • иные условия, в т. ч. пожелания сторон, предоставление посреднику возможности вносить предложения по разрешению конфликта. 

В среднем процедура медиации занимает 8 дней, за которые проходит около 3 встреч. Каждая встреча длится 2–3 часа.

Проводить переговоры можно в любом месте — как в специальной переговорной комнате, так и в неофициальной обстановке. 

ВАЖНО! Медиатор вправе в любой момент прекратить процесс примирения, если посчитает его дальнейшее проведение нецелесообразным, путем направления участникам соответствующего заявления (ст. 14 закона № 193-ФЗ). 

Дополнительно о рассматриваемой процедуре примирения можно узнать из статьи «ФЗ о медиации - основные положения»

Кто может участвовать в проведении медиации 

В рассматриваемой примирительной процедуре может участвовать не 1, а несколько посредников (это допускается ст. 9 закона № 193-ФЗ).

В случае если медиатором будет установлено, что спор, подлежащий урегулированию, затрагивает права и интересы третьих лиц, которые не участвуют в процедуре медиации, он обязан поставить на рассмотрение вопрос об их привлечении к ней. Третье лицо имеет право отказаться от участия, и в таком случае примирительный процесс должен быть прекращен. Если же приглашение принимается, медиационная сессия возобновляется в новом составе.

Также стороны вправе пригласить своих представителей или иных помощников (юристов, адвокатов, консультантов, психологов, экспертов и т. д.). У каждого из перечисленных специалистов своя ответственная роль, и медиатор ни в коем случае не может их заменить (ст. 15 закона № 193-ФЗ).

Следует иметь в виду, что существуют специальные организации, осуществляющие деятельность по обеспечению процедуры медиации. Это юридические лица (в основном в форме некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, обществ с ограниченной ответственностью), основным видом деятельности которых значится деятельность по организации процедуры медиации. Посредники и организации несут ответственность за причинение вреда участникам конфликта в процессе оказания ими услуг по нормам гражданского законодательства.

Согласно справке о практике применения судами закона № 193-ФЗза период с 2013 по 2014 год (утв. президиумом Верховного суда РФ 01.04.2015) встречаются случаи, когда деятельность по обеспечению рассматриваемого примирительного механизма осуществляется территориальными палатами Торгово-промышленной палаты РФ, региональными представительствами Российского союза промышленников и предпринимателей и подразделениями вузов. 

Особенности медиации 

У процедуры медиации имеются свои особенности:

  • Возможно прекращение обязательств одним из способов, предусмотренных гл. 10 Гражданского кодекса РФ (прощение долга, новация, отступное и т. д.).
  • Реализация процедуры внесудебной медиации приостанавливает течение срока исковой давности (ст. 202 ГК РФ).
  • Участники конфликта сами вправе определить предмет спора и не ограничены в формулировке тем и вопросов при проведении медиации.
  • Медиативное соглашение не ограничено пределами требований искового заявления, когда примирение проводится на судебной стадии. Стороны вправе закрепить в соглашении все достигнутые договоренности, в т. ч. не относящиеся к предмету изначального спора.
  • В процессе проведения примирительного процесса допускается применение любых, в т. ч. нигде не закрепленных, правил, способов и методов (главное, чтобы такие методы, способы и правила не противоречили законодательству).
  • При проведении процедуры соблюдается максимальная конфиденциальность, которая с учетом положений ст. 5 закона № 193-ФЗможет регулироваться по усмотрению сторон.
  • В процессе медиации могут принимать участие все истцы и ответчики, участвующие в рассмотрении дела судом, или некоторые из них. Надо учитывать, что соглашение, достигнутое несколькими лицами, не должно мешать рассмотрению требований, производство по которым не окончено вследствие утверждения этого соглашения.
  • Третьи лица, как заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявляющие таких требований, имеют право принимать участие в процедуре медиации, проводимой после возбуждения судебного производства. 

Процедура медиации применяется для урегулирования разногласий, вытекающих из норм гражданского, трудового, семейного права и в иных случаях (с учетом ограничений, установленных в законе № 193-ФЗ). Она подразделяется на 3 стадии: подготовку, проведение и завершение.

Порядок проведения медиации определяется в соглашении о ее проведении с учетом норм закона № 193-ФЗи правил, утвержденных организацией-медиатором. Участниками выступают в первую очередь посредник и стороны конфликта. Кроме того, могут быть привлечены адвокаты, эксперты и другие помощники.