ФЗ № 193 о медиации

Когда и кем применяется закон о медиации в РФ

О процедуре медиации 

Правовое и организационное регулирование медиации

ФЗ № 193 о медиации 

Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2011, устанавливает условия реализации этого механизма, принципы деятельности медиаторов, требования к ним и т. д. Он разработан в целях создания стратегии эффективного партнерства и установления порядка в социальных отношениях.

Медиация имеет свой особенный механизм, отличный от других легализованных способов примирения. Суть процедуры заключается в создании условий для урегулирования конфликта сторонами самостоятельно. Обеспечение таких условий является основной задачей независимого посредника — медиатора. Рассматриваемый способ примирения направлен не только на разрешение спора, но и на предупреждение дальнейших противоречий во взаимоотношениях сторон.

Отношение общества к закону о медиации по сей день противоречиво:

  • одни считают его недоработанным, нецелостным и не дающим возможности его полноценной реализации;
  • другие, наоборот, оценивают закон положительно, при этом его невостребованность аргументируется низкой правовой культурой. 

Этот институт тяжело вливается в практику правоприменения. Несмотря на обеспечение всевозможных условий для развития медиации (создание полноценной нормативной базы, развитие сети служб медиации и т. д.) со стороны государства, эта процедура до сих пор многим незнакома. 

Когда и кем применяется закон о медиации в РФ 

ФЗ о медиации в РФ применяется:

  • Юридическими и физическими лицами при разрешении гражданских, трудовых, семейных споров. Подробнее о сфере применения закона можно узнать из статьи «Медиация как способ урегулирования конфликтов».
  • Судьями судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских, т. к. медиация может проводиться не только до подачи иска в суд, но и в процессе его рассмотрения (в т. ч. по предложению судьи). Судом утверждается медиативное соглашение (документ, отражающий результат урегулирования конфликта) в качестве мирового. Кроме того, на суды возлагается просветительская работа в сфере медиации: создание и размещение на стендах, сайте информационных материалов о процедуре, законе, открытие примирительных комнат.
  • Медиаторами и организациями, обеспечивающими проведение процедуры, т. к. этот документ напрямую регламентирует их деятельность. 

О процедуре медиации 

Информации о самой процедуре медиации в законе № 193-ФЗ немного, никакого четкого порядка не определено, этапы не выделены. Процесс примирения закрепляется индивидуально для каждого спора в виде соглашения о проведении медиации (ст. 11 закона № 193-ФЗ), при составлении которого сторонам следует учитывать условия медиативной оговорки и правила, утвержденные организацией, обеспечивающей проведение процедуры.

Конкретный порядок процедуры, а именно: сроки, процесс выбора медиатора, условия оплаты его вознаграждения, права и обязанности участников, их пожелания и иное — устанавливается исходя из общих норм закона № 193, АПК РФ, ГПК РФ. 

ВАЖНО! Общий срок проведения процедуры — 60 дней. В особых случаях на досудебной стадии урегулирования, когда требуется время на сбор документации или сведений, он может составлять до 180 дней. 

Окончанием процедуры является день:

  • подписания медиативного соглашения;
  • подписания соглашения о прекращении примирительного процесса;
  • направления посредником соответствующего извещения участникам в случае нецелесообразности дальнейшей работы;
  • получения посредником соответствующего извещения от сторон/стороны;
  • истечения срока проведения процедуры. 

Законом предусмотрено обеспечение конфиденциальности в отношении всей рассматриваемой процедуры, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и самими сторонами. То есть  ни посредник, ни сами участники конфликта не вправе рассказывать об инициации процедуры, мнениях, обозначенных в процессе ее проведения, предварительных договоренностях. 

ВАЖНО! Конфиденциальность важна тем, что позволяет достичь доверия, которое является одним из ключевых аспектов эффективности рассматриваемой процедуры. 

Правовое и организационное регулирование медиации 

Правовое и организационное регулирование медиации осуществляется в основном согласно закону № 193-ФЗ. Также при ее реализации действуют положения следующих нормативных актов:

  • Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ (медиаторы не подлежат допросу как свидетели, судебное заседание откладывается при принятии решения о проведении медиации и т. д.);
  • Кодекса административного судопроизводства РФ (медиаторы не подлежат допросу в качестве свидетелей);
  • Гражданского кодекса РФ (в части создания организаций для обеспечения проведения процедуры);
  • закона «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 102-ФЗ (о применении медиации при рассмотрении спора в третейском суде см. ст. 6.1);
  • программы подготовки медиаторов (утв. приказом Минобрнауки от 14.02.2011 № 187), являющейся основанием для создания учебных программ по профессиональной подготовке посредников;
  • закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ, устанавливающего порядок образования и работу СРО медиаторов;
  • рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Минобрнауки от 18.11.2013 № ВК-54/07вн), содержащие основы развития служб школьной медиации;
  • положения о коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате РФ, регламента коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ и положения о сборах и расходах коллегии посредников по проведению примирительных процедур по ТПП РФ (утв. приказом ТПП РФ от 27.06.2013 № 45). 

Закон о медиации раскрывает условия реализации этого механизма, принципы деятельности медиаторов, требования к ним. При этом порядок проведения самой процедуры описывает весьма расплывчато. Его можно установить, проанализировав все правовые и организационные нормы, посвященные этой примирительной процедуре.

К лицам, использующим данный закон, относятся организации и граждане, категория спора между которыми позволяет его разрешение путем рассматриваемого примирительного механизма с участием судьи, посредника.