Способы внесудебного урегулирования конфликта

Что означает досудебный претензионный порядок урегулирования споров

Когда обязателен досудебный порядок урегулирования спора

Претензионное производство как форма досудебного урегулирования споров по делам о защите прав потребителей

Способы внесудебного урегулирования конфликта

Внесудебное урегулирование конфликта допускается законодателем по любым спорам гражданско-правового характера. Оно позволяет сэкономить силы, время и денежные средства по сравнению с судебным разбирательством, сохранить партнерские отношения. Однако недобросовестным контрагентом может использоваться в корыстных целях:

  • для вывода активов, чтобы невозможно было исполнить решение суда;
  • приобретения выгоды от денежных средств, удерживаемых незаконным образом.

Реализация данной процедуры возможна только до подачи иска в суд, хотя и не исключает в последующем обращения в судебную инстанцию.

Досудебное урегулирование спора производится путем:

  • переговоров;
  • направления претензии;
  • медиации.

Часто юридические лица предусматривают в договоре возможность разрешения споров путем переговоров, а если согласия достигнуть не удалось — в судебном порядке. На практике судьи считают такую формулировку недостаточной для квалификации в качестве досудебного урегулирования споров, т. к., исходя из смысла ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса (АПК РФ), досудебный порядок подразумевает четко регламентированную процедуру с описанием последовательности действий каждой стороны (например, постановление 4-го арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу № А58-4664/2015).

ВАЖНО! Проведение переговоров следует оформить соответствующим протоколом, чтобы подтвердить в суде факт соблюдения процедуры досудебного урегулирования спора.

Медиация — способ разрешения спора с участием независимого лица (медиатора). Подробно об этом способе можно узнать в статье «Медиация как способ урегулирования конфликтов». 

Что означает досудебный претензионный порядок урегулирования споров

Претензионный порядок досудебного урегулирования спора означает обмен сторон письмами с изложением своей позиции и предложений по разрешению ситуации.

Распространенные ошибки при использовании данного способа:

  • нет информации о договоре, из которого возник спор;
  • нет описания конфликтной ситуации;
  • не приложены доказательства изложенного в тексте письма;
  • отсутствует четко сформулированное требование;
  • у отправителя нет документов, подтверждающих направление письма.

Срок для ответа, как и срок проведения досудебных процедур, устанавливается законом или договором, которым предусмотрено соблюдение претензионного порядка, либо может быть указан в тексте претензии. Если отправитель не получил ответ на претензионное письмо, по истечении такого срока порядок считается соблюденным, что позволяет отправителю претензии обращаться за судебным разрешением конфликта.

ВАЖНО! Ч. 1 ст. 111 АПК РФ дает возможность независимо от исхода дела возложить судебные расходы на лицо, не ответившее на претензию, если из-за такого поведения стороны спора возникла необходимость в судебном процессе. 

Когда обязателен досудебный порядок урегулирования спора

Если процедура досудебного урегулирования спора предусмотрена законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), ч. 3 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)), то она считается обязательной. Непредставление доказательств ее соблюдения послужит основанием для возврата иска (п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ) или оставления его без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).

Рассмотрим несколько предусмотренных законом случаев обязательного досудебного урегулирования споров:

  • для банка при расторжении договора банковского счета (ст. 859 ГК РФ);
  • для органа контроля за уплатой страховых взносов при взыскании страховых взносов, штрафов, пеней (ст. 21 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ);
  • для клиента по туристическим услугам (ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 № 132-ФЗ).

ВАЖНО! Если согласно закону досудебное урегулирование споров по определенной категории дел является обязательным, не предусмотреть в договоре его использование стороны не вправе. 

Претензионное производство как форма досудебного урегулирования споров по делам о защите прав потребителей

Претензионное производство как форма досудебного урегулирования споров по делам о защите прав потребителей применяется только на добровольной основе или если это установлено специальными законами. Такие споры стоят особняком среди других из-за особого подхода к ним госорганов.

ВАЖНО! В последнее время судебная практика по защите потребителей признает условия договора об обязательности соблюдения порядка досудебного урегулирования споров незаконными, ущемляющими права граждан, т. к. закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300 их не устанавливает.

Потребитель вправе обратиться с письмом к продавцу (изготовителю, исполнителю, импортеру) на добровольной основе, а вот закреплять такое обязательство в договоре запрещается. Изложенное подтверждается апелляционным определением Московского городского суда от 04.09.2015 по делу № 33-31544.

Споры-исключения указаны в специальных законах:

  • по оказанию связи;
  • договору перевозки.
  • качеству туристических услуг и т. д. 

Итак, существуют 3 способа внесудебного урегулирования спора: переговоры, направление претензионных писем и медиация. Они могут быть установлены императивно нормами закона либо по желанию сторон.

Если договором или законом предусмотрен обязательный порядок досудебного урегулирования спора, его необходимо соблюсти, а доказательства представить в суд одновременно с иском. При заключении договора, если допускает закон, можно предусмотреть более выгодный порядок или сроки досудебного урегулирования. Например, можно указать более короткий промежуток времени для ответа на письмо или установить возможность обмена претензиями по электронной почте.