Обжалование решений государственных инспекторов труда

Жалоба на решение инспектора труда

Обжалование решений государственных инспекторов труда 

В ходе осуществления проверки или по ее завершении инспектор Федеральной службы по труду и занятости РФ (далее — Роструд) может принимать решения (в том числе предписания, постановления), с которыми работодатель оказывается не согласен. Для таких случаев закон предоставляет последнему право оспорить данное решение.

Правила обжалования решений государственных инспекторов труда (далее — ИТ) установлены ст. 361 Трудового кодекса РФ (далее — ТК), разд. V административного регламента, принятого приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, а также разд. V административного регламента, принятого приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 № 1065н (в зависимости от того, на какой предмет проводилась проверка).

У заявителя жалобы есть несколько вариантов, куда он может направить жалобу:

  • вышестоящему инспектору труда;
  • главному государственному инспектору труда РФ (далее — ГГИТ);
  • в суд общей юрисдикции. 

Вместе с тем в некоторых случаях жалоба должна быть направлена в конкретную инстанцию — суд. К ним относятся:

  • оспаривание действий или актов ГГИТ;
  • оспаривание акта о назначении такой санкции, как временное прекращение деятельности организации или ИП. 

Период, в течение которого может быть подана жалоба на решение ИТ его вышестоящему руководителю или ГГИТ, в законодательстве не предусмотрен. В отличие от подачи жалобы в суд, на осуществление данного действия дается 10 дней (ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС).

Дополнительно о сроках обращения работодателя в суд с жалобой по трудовым спорам рассказывается в статье Восстановление срока исковой давности по трудовым спорам

Жалоба на решение инспектора труда 

К содержанию жалобы на решение ИТ, направляемой вышестоящему инспектору или ГГИТ, предъявляются определенные требования, перечисленные в вышеуказанных административных регламентах. Жалоба на решение ИТ, поданная в суд, должна соответствовать требованиям ст. 220 КАС.

С учетом данных положений в жалобе обычно указываются:

  • название лица или органа — получателя жалобы;
  • Ф. И. О. инспектора труда, принявшего оспариваемое решение, его должность;
  • информация о работодателе (Ф. И. О., адрес проживания для ИП или название, адрес нахождения для организации), контактные данные, адрес (электронный и почтовый), на который он хочет получить ответ;
  • информация об оспариваемом решении (номер, дата, место принятия, суть);
  • аргументы, в соответствии с которыми работодатель оспаривает решение ИТ (в том числе нормативные акты, которые нарушаются вынесенным решением);
  • требования заявителя;
  • приложения к жалобе (в том числе копия оспариваемого решения);
  • дата подачи жалобы, подпись заявителя или его представителя. 

Дополнительно в жалобе, подаваемой в суд, отмечаются:

  • информация об отсутствии документов, предусмотренных ч. 1 ст. 126 КАС, или копии ответа вышестоящего ИТ или ГГИТ и требующиеся ходатайства;
  • информация о направлении жалобы в Роструд и при ее наличии дата представления, итоги рассмотрения. 

Передать жалобу в Роструд можно:

  • лично на приеме;
  • через почтовую службу;
  • через официальный сайт Роструда в интернете;
  • с помощью портала госуслуг;
  • на портале государственной системы досудебного обжалования через интернет. 

*** 

Таким образом, право на обжалование предписаний трудовой инспекции и других решений инспекторов труда реализуется посредством направления работодателем жалобы на выбор вышестоящему инспектору, главному государственному инспектору труда или в суд. Отдельные категории жалоб (на решение ГГИТ или постановление о приостановлении деятельности) подлежат подаче только в суд.