Максимальный период проверки по закону

Сколько может длиться налоговая проверка

Начало и окончание камеральной проверки налоговой инспекции

Приостановление выездной проверки

Продление выездной проверки

Нарушение сроков

Максимальный период проверки по закону 

Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 18.03.2008 № 13084/07 указал на целесообразность определения сроков осуществления ревизий для установления равенства между интересами участников налоговых отношений.

Существует 2 вида налоговых проверок, для каждого из которых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК) установлены свои периоды реализации:

  1. Камеральная.
    Общее время проведения — 3 месяца. Начинает течь с момент представления декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК).
  2. Выездная.
    Общее время проведения — 2 месяца. Начинает течь с момента принятия решения о ее назначении и до оформления справки об окончании (п. 6 ст. 89 НК). 

Несмотря на четкую регламентацию времени проведения контролирующих мероприятий нормами закона, рассчитать на практике максимальный срок налоговой проверки непросто. У каждой разновидности есть свои нюансы, которые мы подробно разберем далее. 

Сколько может длиться ревизия 

При расчете, сколько может длиться налоговая проверка, необходимо учитывать следующее:

  1. Камеральная.
    Важно верно определить день ее начала. Причем необязательно, что налоговая фактически приступит к ревизии в день, являющийся официальной датой ее начала (письмо Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52). В любом случае окончание процесса должно быть ровно через 3 месяца с момента подачи отчетности.
    Закон не дает возможности приостановления или продления периода проверки при таком виде контроля.
  2. Выездная.
    Процесс выездной ревизии может быть приостановлен (п. 9 ст. 89 НК). Такое возможно неоднократно, за некоторым исключением (подробнее ниже, в разделе «Приостановление выездной проверки»), однако максимальный срок приостановления не должен превышать 6 месяцев. 

Допустимо продление контролирующих мероприятий до 4 или в особых случаях до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК). Увеличение срока проведения налоговой проверки может производиться несколько раз (п. 4.1 письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Не возбраняется применение процедур приостановления и продления в отношении одной проверки (письмо УФНС России по г. Москве от 21.02.2008 № 16-27).

Из обозначенных правил имеются исключения:

  • Период проверки филиала или представительства, составляющий 1 месяц, не может быть продлен или приостановлен (п. 7 ст. 89 НК).
  • Увеличить срок ревизии в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, составляющий не более 2 месяцев (п. 5 ст. 89.1 НК), допустимо на количество месяцев, равное числу участников группы. Однако общий период не должен превышать 1 год. 

Начало и окончание камеральной проверки налоговой инспекции 

Самым главным при расчете сроков проведения налоговой проверки является определение даты начала ее периода. Согласно п. 4 ст. 80 НК день подачи отчетности зависит от способа подачи:

  • почтой — день направления документов;
  • нарочно непосредственно в налоговую инспекцию — день фактической передачи;
  • через телекоммуникационные каналы связи — день отправки декларации или расчета. 

И если в последних 2 случаях день представления совпадает с днем начала ревизии, то в первом согласно письму Минфина России от 24.12.2012 № 03-02-08/111 определяющим моментом будет дата получения отчетности налоговым органом. В случае представления уточненной отчетности все действия в отношении первоначальной отчетности налоговым органом прекращаются, проверка проводится только по уточненной согласно дню ее подачи.

Сколько может длиться налоговая проверка, определяется так: если отчетность подана 15 марта, последним днем будет 15 июня. При этом нужно учитывать следующие правила:

  • когда в последнем месяце соответствующее число отсутствует, днем окончания будет последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК);
  • когда последний день приходится на выходной, датой окончания считается первый ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК). 

Следует принимать во внимание, что оформление акта и решения налоговым органом, если выявлены нарушения, производится после окончания срока проверки налоговой инспекцией.

Подробно вопросу продолжительности камеральной проверки посвящена статья Срок проведения камеральной налоговой проверки. 

Приостановление выездной проверки 

Объявление временного перерыва в процессе выездной ревизии возможно в случаях:

  1. Запроса документации, имеющей отношение к контролируемому налогоплательщику, у его контрагентов или третьих лиц.
    Перерыв может быть объявлен не более 1 раза в отношении каждого адресата, у которого запрашиваются сведения.
  2. Ожидания получения данных от зарубежных госорганов.
    Если по истечении 6 месяцев с даты постановления информация не получена, перерыв может быть продлен на 3 месяца. Итого максимальный срок проверки может составить 12 месяцев.
  3. Осуществления экспертизы.
  4. Необходимости перевода документации на русский язык. 

Приостановление и возобновление ревизии оформляется соответствующим актом уполномоченного лица налогового органа, проводящего проверку.

Последствиями объявления перерыва являются:

  • прекращение действий инспекции по запросу документации у налогоплательщика;
  • возвращение владельцу всех оригиналов переданной ранее документации (за исключением добытых путем выемки);
  • прекращение действий инспекторов в помещениях налогоплательщика. 

Продление выездной проверки 

Перечень причин, позволяющих увеличить период проведения ревизии, является открытым (п. 2 приложения 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@). Они, в частности, таковы:

  • объект контроля подпадает под категорию крупнейших;
  • в процессе проведения ревизии поступают требующие дополнительного изучения сведения о несоблюдении объектом контроля требований налогового законодательства;
  • в месте проведения ревизии возникают форс-мажорные обстоятельства;
  • объект проверки имеет в своем составе обособленные подразделения;
  • налогоплательщик не соблюдает сроки передачи требуемой документации. 

Следует отметить, что максимальное увеличение возможно только в исключительных случаях и происходит это с учетом реальных обстоятельств сложившейся ситуации (п. 2 определения Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О).

Для пролонгации периода ревизии проверяющий орган должен обратиться в вышестоящую инстанцию с соответствующим запросом, включающим обоснование своей просьбы. 

Нарушение сроков 

Согласно п. 14 ст. 101 НК основанием для отмены решения, принятого по результатам ревизии, будет нарушение со стороны налоговых органов положений законодательства в процессе рассмотрения материалов дела. В качестве явных нарушений можно назвать непредоставление налогоплательщику права участвовать в рассмотрении таких материалов. Другие обстоятельства могут повлиять на отмену акта, принятого налоговым органом, только в случае, если они привели или могли привести к вынесению незаконного решения. 

ВАЖНО! Нарушение периода проведения процедуры само по себе не относится к достаточным основаниям для отмены решения налогового органа, принятого по результатам контролирующих мероприятий. 

На это прямо указывают суды (например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.08.2012 по делу № А10-4219/2011). Такое нарушение может сыграть роль в аннулировании решения в совокупности с другими обстоятельствами (например, постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 № КА-А40/2875-10).

Однако следует отметить, что существуют судебные акты, где основанием для отмены решения налоговой служит только факт значительного превышения срока ревизии (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 по делу № А05-2601/2010).

На нарушение периода проведения проверки можно пожаловаться в прокуратуру. Прокурор вправе потребовать от налоговой завершения контролирующих мероприятий (ст. 6, 21, 22, 24 закона № 2202-I). 

*** 

Сроки проверки налоговой инспекции регламентированы нормами законодательства: камеральная — 3 месяца, выездная — 2 месяца. Однако при расчете периода необходимо учитывать особенности каждого вида. При камеральной проверке необходимо верно определить дату ее отсчета. Она может отличаться от дня фактического начала мероприятий, а также зависит от способа подачи отчетности. При выездной следует иметь в виду возможность ее приостановления и продления. Однако в любом случае предельный срок не может составить более 1 года.ключением из общих правил являются филиалы (представительства) и консолидированные группы налогоплательщиков — для них законом предусмотрены индивидуальные правила. Факт окончания ревизии за пределами определенных законом сроков не является безапелляционным основанием для аннулирования акта, принятого по результатам контролирующих мероприятий, но может стать одним из аргументов в соответствующем судебном споре.