Целевое назначение земель. Основные понятия

Нецелевое использование земельного участка

Административная ответственность за нецелевое использование земельного участка

Целевое назначение земель. Основные понятия

Законом регламентировано, что владеющие земельными участками лица, независимо от наличия у них права собственности на землю, обязаны использовать такую недвижимость в соответствии с целевым назначением земли, при этом методы использования не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земельным ресурсам (ст. 42 Земельного кодекса РФ № 136-ФЗ от 25.10.2001).

По целевому назначению среди земель выделяется 7 категорий (п. 1 ст. 7 закона № 136-ФЗ), в том числе земли сельхозназначения, населенных пунктов и т. д. При определении правового режима земельного участка необходимо учитывать не только его целевое назначение, но и разрешенное использование, установленное в соответствии с принципами зонирования территорий.

В законодательном порядке регламентирован процесс зонирования земель населенных пунктов посредством положений Градостроительного кодекса РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004. Органы местного самоуправления каждого муниципального образования  разрабатывают Правила землепользования и застройки (п. 3 ст. 4 ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» № 191-ФЗ от 29.12.2004), на основании которых в поселении выделяются территориальные зоны. Для каждой такой зоны устанавливается градостроительный регламент, содержащий сведения о разрешенном использовании земель и порядке его изменения (п. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

Изменение видов разрешенного использования земель, на которые не распространяются или не устанавливаются правила градостроительных регламентов, осуществляется на основании федерального законодательства (п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Нецелевое использование земельного участка

Нецелевое использование земли выражается в осуществлении на конкретном земельном участке деятельности, не предусмотренной законодательством для данной категории земель, т. е. землепользование нарушает правовой режим участка.

Существующая судебная практика показывает, что суды выносят различные решения по идентичным вопросам, не принимая во внимание различие между понятиями целевого назначения и разрешенного использования.

Зачастую под нецелевым использованием земель суд подразумевает фактическое использование участка не в соответствии с видом разрешенного использования, зафиксированным в регистрационных документах (постановление 10-го ААС от 23.01.2012 по делу № А41-18331/11).

Другие судьи аргументируют свое решение тем, что выбор любого вида разрешенного использования, предусмотренного для данного целевого назначения земли, даже без внесения изменений в ГКН, не содержит состава административного правонарушения (постановление 13-го ААС от 14.12.2011 по делу № А56-35978/2011).

Определение административного наказания должно производиться с учетом характера и степени правонарушения. В судебной практике достаточно примеров, когда назначенные уполномоченными должностными лицами штрафы за использование земель не в соответствии с целевым назначением, были отменены по решению суда с учетом положений ст. 2.9 закона № 195-ФЗ, т. к. фактическое использование участка не угрожало окружающей среде (постановление 17-го ААС от 05.04.2013 № 17АП-3044/2013-АК по делу № А50-19021/2012).

Административная ответственность за нецелевое использование земельного участка

  1. Законодательство предусматривает административное наказание в виде наложения штрафа для лиц, земельные участки которых используются не по целевому назначению (ст. 8.8 закона № 195-ФЗ). По общему правилу, расчет производится следующим образом:
    • как процент от кадастровой стоимости участка; при этом процентный разбег составляет от 0,5 до 2% — в зависимости от субъекта: физическое, должностное или юридическое лицо; также для каждой группы субъектов обязательства установлен свой минимальный порог размера штрафа;
    • в фиксированных суммах от 10 000 до 200 000 руб. (если кадастровая стоимость не установлена) — в зависимости от субъекта правонарушения.
  2. Если земельный участок сельхозназначения не служит для ведения соответствующего производства или иной связанной с ним деятельности, то закон № 195-ФЗ предусматривает иные штрафы для такого случая: расчет происходит в процентах от кадастровой стоимости участка (от 0,3 до 10% — в зависимости от субъекта правонарушения) с установленным минимальным порогом суммы штрафа — см. п. 2 ст. 8.8 закона № 195-ФЗ.
  3. Участки земли, предназначенные для строительства (в т. ч. жилищного), ведения садоводческой и огороднической деятельности в регламентированный федеральным законом конкретный срок должны быть использованы для указанных целей. В противном случае лица, владеющие ими, будут оштрафованы:
    • в процентах от кадастровой стоимости участка: разбег от 1 до 5% в зависимости от типа субъекта обязательства при установленном минимальном размере штрафа;
    • в фиксированных суммах от 20 000 до 700 000 руб. (если кадастровая стоимость не рассчитана) — в зависимости от субъекта обязательства — см. п. 3 указанной статьи.

Таким образом:

  1. Законодательство за использование земель не по целевому назначению применяет административные наказания в форме штрафов.
  2. Сложившаяся судебная практика в части квалификации действий лица по пользованию землей как административного правонарушения по ст. 8.8 КоАП РФ довольно противоречива. Наиболее часто судьями термин «нецелевое использование земель» толкуется как несоответствие фактического использования земли разрешенному использованию по документам, в связи с чем рекомендовано своевременно осуществлять смену вида разрешенного использования земель или перевод земель из одной категории в другую в законном порядке.