Что такое минимальная заработная плата и чем региональный МРОТ отличается от федерального?

Для чего нужен прожиточный минимум и его отличие от МРОТ?

Почему МРОТ ниже прожиточного минимума в 2016 году: может ли быть так с точки зрения закона?

Что такое минимальная заработная плата и чем региональный МРОТ отличается от федерального?

Минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ) — величина, выплата вознаграждения за труд ниже которой недопустима по закону (п. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ). При этом соответствовать указанному требованию должна вся зарплата работника за месяц, а не только, например, оклад. Все премии, доплаты и прочие составляющие ежемесячного вознаграждения перед проведением сравнения с установленной величиной МРОТ суммируются.

Вознаграждение сотрудникам, выработавшим за месяц неполную норму, может и не достигать уровня МРОТ. Минимальный порог зарплаты в данном случае вычисляется как соответствующий процент от МРОТ в пропорции с отработанным временем (см. также нашу статью «Как составить график учета рабочего времени сотрудников»).

Субъект РФ тоже правомочен согласовать и принять региональный МРОТ — более высокий, чем федеральный (ст. 133.1 ТК РФ). Примером нормативного акта, регламентирующего МРОТ в субъекте РФ, может послужить Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2016 год.

Таким образом регион выражает поддержку гражданам субъекта РФ, трудящимся в организациях, финансирование которых осуществляется не из федерального бюджета (прочие условия применения см. в ст. 133.1 ТК РФ).

Региональный МРОТ, как и федеральный, рассчитывается с учетом прожиточного минимума. 

Для чего нужен прожиточный минимум и его отличие от МРОТ?

Прожиточный минимум — это величина, определяемая Правительством РФ с учетом совокупности следующих факторов:

  • состава потребительской корзины;
  • статистических данных о порядке цен на продукты питания, продукцию народного потребления, услуги;
  • данных статистики о суммах обязательных платежей и сборов;
  • индексов роста цен (см. п. 1 ст. 4 закона «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 № 134-ФЗ).

С этой величиной сравниваются доходы той или иной категории населения. Далее на основе такого анализа происходит определение необходимых сумм субсидий, доплат, пособий, в т. ч.:

  • некоторых пособий и доплат социального характера (например, к пенсии — см. ст. 12.1 закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ);
  • субсидий на оплату коммунальных услуг (например, п. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ);
  • алиментов в твердой денежной сумме (например, ст. 117 Семейного кодекса РФ, ст. 102 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ) и т. д.

Как мы указывали выше, с учетом данной величины должен устанавливаться и МРОТ.

Регионы могут регламентировать уровень прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ (например, постановление кабмина Республики Адыгея «Об установлении величины прожиточного минимум за II квартал 2016 года» от 26.07.2016 № 131).

Как видно, МРОТ и прожиточный минимум — это неидентичные понятия. МРОТ служит для определения минимального порога оплаты труда (при полной выработке часов). Прожиточный же минимум используется для оценки качества жизни граждан в целом и по отдельным категориям, расчета сумм соц. пособий и иных выплат. 

Почему МРОТ ниже прожиточного минимума в 2016 году: может ли быть так с точки зрения закона?

Размер МРОТ устанавливается на законодательном уровне. Например, с 01.07.2016 он составляет 7 500 руб. (см. ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 164-ФЗ).

Величина прожиточного минимума за I квартал 2016 года составила 9 776 руб. В разрезе по группам населения:

  • 10 524 руб. — для работающей части населения;
  • 8 025 руб. — для вышедших на пенсию лиц;
  • 9 677 руб. — для детей (см. постановление Правительства РФ «Об установлении величины…» от 09.06.2015 № 511).

Как видно, на данный момент уровень МРОТ не достигает уровня прожиточного минимума, что противоречит абз. 1 ст. 133 ТК РФ. При этом ст. 421 ТК РФ установлено, что регламент поэтапного увеличения МРОТ до порога прожиточного минимума должен быть утвержден федеральным законодательством.

Вместе с тем соответствующий НПА до сих пор не принят, хотя еще в 2012 году была сформирована специальная рабочая группа по разработке предложений по поэтапному увеличению МРОТ до указанного уровня (приказ Минтруда России от 29.12.2012 № 653). 

Итак, МРОТ и прожиточный минимум – это различные величины. Первая представляет собой нижний порог суммы вознаграждения за труд работника (при полной выработке часов), вторая служит для оценки качества жизни граждан в целом и по отдельным категориям. В перспективе планируется увеличение уровня МРОТ до размера прожиточного минимума. В настоящий момент данное положение ст. 133 ТК РФ не реализовано.