Понятие контрольно-кассовой техники

Кому можно работать без ККТ?

Регистрация ККТ

Применение ККТ

Ответственность за нарушения в сфере применения контрольно-кассовой техники 

Понятие контрольно-кассовой техники

Определение контрольно-кассовой техники, а иначе ККТ, дается в федеральном законе «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — ФЗ о ККТ). В соответствии с этим нормативным актом под определение ККТ подпадают:

  • контрольно-кассовые аппараты, которые имеют фискальную память;
  • ЭВМ;
  • программно-технические машины. 

Кому можно работать без ККТ?

Все индивидуальные предприниматели, а также организации всех форм собственности согласно ФЗ о ККТ обязаны иметь кассовую технику, регистрировать ее в определенном порядке и применять при расчетах. Однако общее требование распространяется на ИП только в определенных случаях, а именно если он производит расчеты с клиентами наличными либо берет к оплате банковские карточки.

Данной категории предпринимателей тем не менее разрешено вести предпринимательскую деятельность без ККТ, если:

  • вместо кассового чека ИП имеет возможность выдать бланк строгой отчетности (процедура установлена постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359);
  • ИП — плательщик единого налога на вмененный доход и занимается работой, которая перечислена в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ;
  • ИП использует патентный порядок налогообложения;
  • ИП осуществляет деятельность, которая входит в перечень, установленный п. 3 ст. 2 ФЗ о ККТ.

Здесь следует отметить, что предприниматели, указанные в вышеперечисленных пп. 2 и 3, не использующие ККТ, обязаны предоставлять своим клиентам по их требованию вместо кассового чека иной документ, который будет свидетельствовать о приеме денег. Среди таких документов — товарный чек, квитанция, приходный ордер и т. п. 

Регистрация ККТ

Кассовый аппарат, который предприниматель планирует эксплуатировать в своей работе, должен быть зарегистрирован. Процедура регистрации утверждена приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н.

Регистрация осуществляется в том налоговом органе, в котором состоит на учете сам ИП. Для постановки ККТ на учет заполняется соответствующее заявление (см. приказ ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@) и предоставляется ККТ, которая, в свою очередь, должна быть в технически исправном состоянии, работать в фискальном режиме, быть опломбированной.

К заявлению о постановке ККТ на учет нужно приложить паспорт аппарата и договор на обслуживание, заключенный с организацией-поставщиком или со специализированным предприятием, осуществляющим техобслуживание.

Если все требования, предъявляемые к ККТ, соблюдены, представлен полный пакет необходимых документов, то регистрирующий орган в течение 5 дней заносит запись в книгу учета, тем самым производя регистрацию.

Подтверждением пройденной регистрации для предпринимателя будет являться карточка регистрации, которую сотрудники налогового органа должны выдать после этой процедуры вместе с остальными документами, прилагавшимися к заявлению. Также в паспорте ККТ должна быть проставлена отметка о регистрации, скрепленная печатью регистрирующего органа. В последующем при снятии кассового аппарата с учета в паспорт проставляется другая отметка (см. постановление Правительства РФ от 23.07.2007 № 470). 

Применение ККТ

Требования законодательства о применении ККТ частными предпринимателями создают для них не только обязанность зарегистрировать такой аппарат, но и другие обязанности, в том числе:

  • применять технику во всех случаях расчетов деньгами или по платежным карточкам;
  • предоставлять покупателям кассовые чеки;
  • вести всю необходимую документацию, связанную с ККТ и производимыми платежами и расчетами.

При этом на органы налоговой службы возложены функции по проверке использования кассовых аппаратов субъектами бизнеса. Регламент таких проверок ратифицирован приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н. 

Ответственность за нарушения в сфере применения контрольно-кассовой техники

За несоблюдение требований, установленных ФЗ о ККТ, и неиспользование в необходимых случаях кассовой техники бизнесмен имеет все шансы быть привлеченным к административной ответственности. В частности, такая ответственность определена ст. 14.5. КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Согласно данной норме административная ответственность для ИП наступает при:

  • отказе в выдаче кассового или другого документа, свидетельствующего о передаче клиентом денежных средств;
  • использовании ККТ, не отвечающей установленным условиям или не зарегистрированной в налоговой службе;
  • неприменении кассового аппарата в ситуациях, когда его использование обязательно по закону.

Исходя из постановления пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31.07.2003 № 16, под «неприменение ККТ» подпадают случаи, когда:

  • ИП фактически не использует аппарат;
  • ККТ отсутствует;
  • ККТ не зарегистрирована в налоговом органе;
  • ККТ не включена в Госреестр;
  • ККТ не опломбирована, используется без фискальной памяти, повреждена;
  • ИП выбивает кассовый чек менее полученной от покупателя (клиента) суммы.

При наличии всех признаков состава преступления, предусмотренного вышеназванной статьей, суды, как правило, признают предпринимателя виновным, даже если нарушен порядок привлечения к ответственности (см. постановление Астраханского областного суда от 19.02.2016 по делу № 4а-16/2016). 

Таким образом, прежде чем начать какой-либо бизнес, необходимо выяснить, требуется ли для его функционирования ККТ. Если ответ будет положительным, то необходимо пройти процедуру регистрации, а в процессе осуществления деятельности использовать ККТ в соответствии с законодательством.