Использование контрольной техники

Снятие с учета кассовой техники: основания, порядок, документы

Действия налоговых работников при снятии с учета кассовой машины

Снятие с учета техники налоговым органом самостоятельно

Хранение документов

Использование контрольной техники

ККТ (контрольно-кассовая техника) используется в деятельности как организаций, так и частных предпринимателей. Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — ФЗ о ККТ) установлены требования к субъектам бизнеса, заключающиеся в использовании кассовых аппаратов и других машин, относящихся к ККТ.

Указанным ФЗ о ККТ определено, что если предприниматель или организация в процессе своей работы производят расчеты, то они обязаны приобрести кассовую машину, зарегистрировать ее в налоговой службе и в дальнейшем использовать в соответствии с требованиями закона (см. ст. 5 ФЗ о ККТ). Исключения из данного правила содержатся в ст. 2 ФЗ о ККТ.

Подробнее о процессе регистрации фискальной техники и особенностях ее использования можно узнать из статьи «ККТ для ИП — регистрация и применение». В ней же имеется информация о лицах, которым разрешено заниматься бизнесом без ККТ.

Снятие с учета кассовой техники: основания, порядок, документы

Основаниями для снятия кассовой техники с учета являются:

  • прекращение бизнеса, реорганизация, ликвидация компании (см. письмо УФНС РФ по Москве от 20.05.2010 № 17-15/053120);
  • передача техники другому пользователю;
  • порча, негодность, хищение или утрата техники.

Пользователю кассовой техники нужно представить в любой налоговый территориальный орган в срок не позднее 1 рабочего дня со дня передачи аппарата или обнаружения факта утраты заявление со следующими данными:

  • наименование компании или ФИО пользователя техники;
  • его ИНН;
  • заводской номер машины;
  • сведения о хищении или утраты техники (при наличии таких фактов).

Сотрудникам налоговой службы предоставляется 5 дней для рассмотрения заявления налогоплательщика, по истечении которых они обязаны выдать карточку о снятии ККТ с учета (п. 7 ст. 4.2 ФЗ о ККТ). Такая карточка направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью через:

  • кабинет ККТ;
  • оператора фискальных данных.

За получением такой карточки на бумаге необходимо будет обратиться в налоговый орган.

Действия налоговых работников при снятии с учета кассовой машины

Действия сотрудников налогового органа после получения всех требуемых для снятия с учета ККТ документов включают:

  • сверку данных, записанных в заявлении, с информацией, указанной в остальных представленных документах, а также со сведениями, которыми обладает сама налоговая служба;
  • уведомление налогоплательщика о необходимости устранения недостатков в документах, если представленные документы оформлены не в соответствии с установленными требованиями.

Уведомление должно быть направлено не позже следующего дня за сдачей документов, а субъект предпринимательства, подавший заявление, обязан исправить эти недостатки в течение 1 дня после того, как он был извещен. При их неустранении снятие с учета фискальной машины производиться не будет.

В этом случае налоговая служба по истечении 5 дней должна направить заявителю письменное сообщение об отказе в снятии с учета с перечислением причин такого отказа. Сданные заявителем документы возвращаются с этим письмом.

В случае если снятие с учета происходит в связи с утерей, кражей или порчей кассовой машины, специалист налоговой службы имеет право запросить у заявителя подтверждающие этот факт документы.

При соответствии документов всем требованиям сотрудник налоговой службы вместе с работником сервисного центра снимает показания счетчиков ККТ, о чем составляется акт (см. п. 82 приказа Минфина России от 29.06.2012 № 94н). 

Снятие с учета техники налоговым органом самостоятельно

Как известно, применение кассовых аппаратов возможно только в случае, если те внесены в специальный Реестр (подробнее об этом можно узнать из публикации «Государственный реестр контрольно-кассовой техники»). ФЗ о ККТ предусмотрел случаи, когда аппараты могут быть сняты с регистрационного учета налоговыми органами самостоятельно без представления соответствующего заявления. Это возможно, когда:

  • выявлена техника, не соответствующая  законодательству о применении ККТ. В этом случае возможна повторная регистрация машины после устранения выявленных нарушений (п. 15 ст. 4.2. ФЗ о ККТ);
  • истек срок действия ключа в фискальном накопителе, применяемой машины. В таком случае пользователь должен в течение 1 месяца представить в налоговую инспекцию все хранящиеся на таком накопителе данные, имеющиеся на момент снятия машины с учета (п. 16 ст. 4.2. ФЗ о ККТ). 

Хранение документов

Применяемый в машинах фискальный накопитель должен обеспечивать хранение в неизменном виде в течение 30 дней реквизитов следующих фискальных документов (п. 4 ст. 4.1. ФЗ о ККТ):

  • отчет о регистрации и изменении ее параметров;
  • отчет об открытии смены;
  • кассовый чек и коррекционный чек;
  • отчет о закрытии смены и фискального накопителя;
  • отчет о состоянии расчетов;
  • подтверждение оператора.

В течение всего срока службы фискального накопителя и в течение 5 лет с момента окончания его использования должны сохраняться реквизиты отчета:

  • о регистрации;
  • об изменении параметров регистрации;
  • о закрытии фискального накопителя.

Обязанность по хранению фискальных документов возложена также на оператора фискальных данных, осуществляющего их передачу в налоговый орган (п. 2 ст. 4.5 ФЗ о ККТ). В случае, когда аппарат применяется в режиме, не предусматривающем обязательную передачу данных в налоговые органы через операторов, фискальные данные передаются в налоговую инспекцию пользователем машины в случае ее перерегистрации или снятия с учета. Информация передается на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет ККТ (п. 14 ст. 4.2. ФЗ о ККТ).

Рассмотренная процедура снятия с учета ККТ осуществляется налоговым органом по заявлению предпринимателя или по собственной инициативе в случае выявления несоответствия техники предъявляемым требованиям или истечения срока действия ключа фискального накопителя.