Государственный реестр ККТ: основная функция

Структура Госреестра

Пользователи Госреестра и процедура включения в него информации о модели

Досудебное урегулирование споров

Государственный реестр ККТ: основная функция

Ст. 3 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ закреплено, что все денежные операции в России, проводимые субъектами бизнеса (за исключением некоторых видов деятельности), должны осуществляться с использованием кассовых машин, имеющих фискальную память.

Чтобы предприниматели использовали только разрешенные ККТ, был создан реестр, содержащий информацию об актуальных моделях машин и некоторых их параметрах. Устаревшие аппараты, соответственно, из данного перечня исключаются. 

ВАЖНО! Если кассовый аппарат был исключен из Госреестра, но начал использоваться субъектом бизнеса до этого, пользоваться данным аппаратом можно до окончания его срока службы (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2006 № Ф04-9817/2005). Этот срок определяется изготовителем и указан в паспорте ККТ. В любом случае время применения машины, исключенной из реестра, не может превышать 10 лет.

Уполномоченным органом в отношении реестра является Федеральная налоговая служба, а функции по определению порядка его ведения и информации для внесения в реестр возложены на Правительство РФ. 

Структура Госреестра 

Определение структуры Госреестра относится к компетенции высшего органа исполнительной власти. На сегодня она определяется правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.01.2007 № 39.

Согласно этим правилам в Государственном реестре контрольно-кассовой техники имеются 2 раздела:

  • первый посвящен ККТ, которую могут применять субъекты бизнеса, кроме кредитных организаций;
  • второй раздел предназначен для размещения сведений о ККТ, которую могут использовать кредитные организации. 

Если первый раздел общедоступен и публикуется на официальном сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/kkt/), то доступ ко второму ограничен.

Первый раздел Госреестра представляет собой таблицу, в которую заносится следующая информация:

  • название контрольно-кассовой машины;
  • информация, которую она печатает на чеке;
  • сведения о производителе, который будет в числе прочего проводить техобслуживание;
  • сведения о решении уполномоченного органа, на основании которого ККТ включена в Госреестр. 

Пользователи Госреестра и процедура включения в него информации о модели 

Круг лиц, у которых возникают отношения, связанные с Госреестром, условно можно разделить на 2 категории (исключая государственные органы):

  • поставщики (производители) кассовых машин;
  • субъекты предпринимательской деятельности, которые приобретают эту продукцию. 

Чтобы в будущем реализовать свой товар, производитель ККТ в первую очередь должен провести соответствующие мероприятия, результатом которых будет включение его модели в Государственный реестрконтрольно-кассовой техники.

С этой целью необходимо представить в налоговый орган:

  • Кассовый аппарат, информацию о котором нужно внести в Госреестр ККТ.
  • Заявление по установленной форме (см. приказ Минфина России от 22.07.2013 № 69н).
  • Технические документы на аппарат, в том числе паспорт.
  • Кассовый чек, напечатанный данной моделью, для внесения в реестр печатаемых ею реквизитов. Исчерпывающий перечень реквизитов содержится в п. 4 постановления Правительства РФ от 07.08.1998 № 904. Отсутствие в чеке не упомянутых там реквизитов не может служить основанием для привлечения к административной ответственности (см. решение Пучежского районного суда Ивановской области от 11.04.2012 по делу № 12-11/2012).
  • Цветные фотографии машины (с разных ракурсов). 

Требовать от производителя ККТ каких-то иных или дополнительных документов недопустимо. Если представленные в ФНС документы являются неполными или содержат недостоверную информацию, во включении в реестр будет отказано.

Отказ ожидает поставщика и в том случае, если его модель не соответствует установленным требованиям (см. п. 3 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 № 470). Срок, в который госуслуга должна быть предоставлена, не может превышать 120 дней. 

Досудебное урегулирование споров 

Приказом Минфина России от 22.07.2013 № 69н предусмотрен досудебный порядок разрешения споров, возникающих между поставщиками ККТ и специалистами ФНС. Так, если поставщик посчитает, что ему незаконно отказали во включении модели кассовой машины в Госреестр, он имеет право обратиться с жалобой к руководителю органа ФНС. При этом жалобы на акты ФНС подаются в Минфин России.

Одними из возможных оснований для подачи жалобы ФНС считает следующие:

  1. Истребование у поставщика документов, не предусмотренных законодательством.
  2. Нарушение специалистами при регистрации установленных соответствующим административным регламентом ФНС сроков.
  3. Отказ в приеме документов и оказании госуслуги, если таковой не предусмотрен законом.
  4. Требование оплаты за предоставление госуслуги.
  5. Отказ в устранении опечаток или ошибок в выданных документах. 

Естественно, данный перечень оснований не является исчерпывающим. Более того, возможность обжаловать действия или бездействие государственных служащих в вышестоящие инстанции не ограничивает право поставщика ККТ на судебное разрешение спора. Вместе с тем в некоторых случаях внесудебное урегулирование споров может быть более быстрым и эффективным. 

Таким образом, Госреестр ККТ является необходимым ресурсом для многих предпринимателей, а для тех, кто производит и реализует эту технику, вообще обязательным этапом. При этом следует учитывать, что сведения в реестре периодически (несколько раз в год) изменяются, поэтому актуальную информацию необходимо брать на официальном сайте ФНС.